Запреты и ограничения на государственной

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, изложены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 07.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Из статьи 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставления сведений, о размещении общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из статьи 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа;

3) приобретать в случаях, установленных федеральным законом,ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Базовые ограничения, запреты и обязанности, установленные действующим законодательством (федеральным и областным) о противодействии коррупции

В Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» внесены ряд изменений, в числе которых – введение статьи 12¹, посвященной ограничениям, запретам и обязанностям, налагаемым на лиц, замещающих (в том числе) государственные должности субъектов Российской Федерации. Кроме того, приняты федеральные законы от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за расходами лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и ряд иных нормативных правовых актов, связанных с их реализацией (Федеральные законы от 03.12.2012 № 231-ФЗ, 07.05.2013 № 102-ФЗ, Указы Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309, 02.04.2013 № 310).

Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции

Коррупция – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по:

а) предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего государственную должность, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью лица, замещающего государственную должность, и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на лиц,
замещающих государственные должности Ростовской области

В соответствии со статьей 12¹ Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности, не вправе:

а) замещать иные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм;

в) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

г) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

д) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

е) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность;

ж) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц;

з) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

и) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

л) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» лицам, замещающим государственные должности, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Лица, замещающие государственные должности, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного нормативного правового акта закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

В соответствии со статьями 8¹, 12¹, 12³ Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьей 13¹ Областного закона от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» лица, замещающие государственные должности, обязаны:

1) представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данных лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – сведения о расходах);

2) представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

٭ Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по утвержденным формам:

— лицами, замещающими государственные должности в Правительстве Ростовской области и иных органах исполнительной власти Ростовской области — в управление по кадровой работе Правительства Ростовской области;

— лицами, замещающими государственные должности в иных государственных органах Ростовской области — в кадровое подразделение соответствующего государственного органа Ростовской области.

3) передать принадлежащие ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.

٭ Для оформления передачи в доверительное управление достаточно простой письменной формы договора (без заверения нотариусом).

Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих
государственные должности Ростовской области, в связи с утратой доверия

В соответствии со статьями 7¹, 13¹ Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

а) несоблюдения запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

б) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

в) непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

г) участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

д) осуществления предпринимательской деятельности;

е) вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

ж) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный (при условии, что ему (лицу, замещающему государственную должность) было известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов).

Смотри также:

О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией

Система запретов неправомерных действий (бездействия) государственных служащих в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности, которые обуславливают коррупцию, установлена нормами статьи 17Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Ключевым для непосредственного предупреждения коррупционных правонарушений является запрет участия государственного служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Перечень видов коммерческих организаций предусмотрен ст. 50ГК РФ. В их число входят: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере); общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Следует иметь в виду, что деятельность государственных служащих, представляющих интересы государства в коммерческих организациях с государственной долей участия, осуществляется в пределах установленной компетенции, не допускающей возникновения личной заинтересованности в принятии решений или совершении действий в связи с осуществлением представительства. Сведения о таких нарушениях в настоящее время отсутствуют. Между тем отечественный опыт обеспечения уголовно-правовой охраны исполнения уставов казенного управления в конце XIX века в развивающихся сферах государственно-частного партнерства (железные дороги, экспортная промышленность, и т.д.) свидетельствуют о достаточно частых коррупционных правонарушениях чиновников, представляющих государственные интересы в этих сферах. Уголовная статистика ежегодно (с 1893 по 1917 гг.) фиксировала число совершения таких деяний от двух до трех тысяч ежегодно*(21).

Следуя от обратного, исходя из содержания установленного запрета, государственному служащему не запрещено участвовать в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), фондов, финансируемых собственником учреждений. Например, государственный служащий может входить в правление товарищества собственников жилья, осуществляя в нем за плату определенные функции (члена правления, бухгалтера, и т.д.) Однако при этом необходимо соблюдение общего требования о недопустимости конфликта интересов.

Особая актуальность соблюдения запрета на участие государственного служащего в деятельности коммерческой организации возникает не в связи с непосредственным осуществлением им каких-либо управленческих, распорядительных функций в них, а в связи с латентными и нелегитимными формами их осуществления через других лиц (родственников, знакомых и иных доверенных субъектов). Как правило, именно на такой основе нивелируется установленный запрет, в том числе имеющий уголовно-правовую охрану (ст. 289УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»).

Антимонопольные органы нередко выявляют случаи недобросовестной конкуренции, продуцированные действиями (бездействием) должностных лиц органов государственной власти, которые обеспечивают доминирующее положение на рынке определенной группы товаров, работ или услуг. Такие случаи невозможно квалифицировать как несоблюдение рассматриваемого запрета, поскольку формально речь не идет о его нарушении (государственный служащий не получает заработную плату в организациях, которым обеспечивает преференции и не состоит в них на службе). Между тем это не означает, что коррупционный интерес государственного служащего не обеспечен гарантиями его достижения. Примечательно, что в XVI веке, а затем и в начале XX века, отечественный законодатель криминализировал скрытые условия коррупционных деяний, которые выражались в способе их совершения — «по задней лестнице, через жену, или сына или дочь» (Псковская судная грамота) или «от имени своей жены или через подставное лицо» (Уголовное уложение 1903 года).

Не сложным в соблюдении является запрет замещения должности государственным служащим в случае: избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессионального союза. Государственная служба избранного приостанавливается на время исполнения обязанностей в указанных выше органах (организациях), а по окончании срока работы на выборной должности он восстанавливается на государственной службе.

При оценке коррупциогенности совмещения разных видов деятельности государственным служащим важно разделять основания запрета и разрешения. Рассмотренный выше запрет имеет специальные основания — в силу указания закона и с перечислением сфер деятельности. Однако законом императивно не запрещены всевозможные случаи совмещения государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, без указания на конкретную сферу. Так приходится признать, что незапрещенное совмещение государственной службы с иными видами оплачиваемой деятельности, при условии недопущения конфликта интересов, как это установлено ч. 2 ст. 14Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», не всегда выступает достаточным основанием для предупреждения коррупции. Ранее законодатель использовал принцип конкретного обозначения сфер, в которых оплачиваемая деятельность государственного служащего допускалась, это: научная, педагогическая и творческая работа. В настоящее время законодательство не содержит указания каких-либо сфер деятельности.

Императивным запретом для государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, находится осуществление предпринимательской деятельности. Критерием определения предпринимательской деятельности является установление цели — получение прибыли. К предпринимательской деятельности, следуя общим положениям ГКРФ, относятся: производство, реализация или приобретение продукции или товаров, оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владение, пользование, распоряжение имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности; приобретение имущественных прав на нематериальные объекты (товарные знаки, фирменные наименования).

В случаях, установленных федеральным законом, запрещено приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход. К ценным бумагам в данном случае относятся: облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательно или в ином установленном порядке отнесены к числу ценных бумаг и по которым может быть получен доход (ст. 143ГК РФ). В данном случае требует пояснение понятия акции.

Если ценные бумаги имелись у гражданина к моменту начала его деятельности в качестве государственного служащего, то он обязан на время прохождения государственной службы передать их в доверительное управление в порядке, установленном гражданским законодательством (а именно, в соответствии с нормами, определенными главой 53ГК РФ).

Нужно отметить, что установленный Федеральным закономот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» порядок и условия передачи в доверительное управление ценных бумаг и акций, под которыми понимаются также доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, нельзя признать сполна отвечающим требованиям профилактики коррупции. Данное замечание объясняется тем, что использование гражданско-правовых механизмов передачи в доверительное управление ценных бумаг, собственником которых является государственный служащий, не исключает возможности распоряжения ими, поскольку не установлены специальные требования к субъектам управления ценными бумагами. Таковыми могут выступать любые лица вне зависимости от родственных или личных отношений с государственным служащим (например, его супруг (супруга), иные другие родственники).

Учитывая фактический слабый профилактический потенциал рассматриваемой меры, в будущем целесообразно определить такой порядок передачи в доверительное управление ценных бумаг, находящихся в собственности у государственного служащего, при котором оперативное управление ими осуществляет специально уполномоченный государственный орган (например, Росимущество), либо аккредитованная иная организация.

Государственным служащим запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, в котором они замещают должность, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данный запрет следует трактовать более обширно и понимать под государственными органами также и те органы (организации, учреждения), которые непосредственно ему подчинены или подконтрольны.

В связи с исполнением должностных обязанностей государственным служащим запрещено принимать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений и отдыха, транспортные расходы и другие вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными и официальными мероприятиями, служебными командировками, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных гражданским законодательством. Данный запрет не является императивным.

Во-первых, государственный служащий, сдавший подарок, полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, может его выкупить в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации (в настоящее время пока не определен).

Во-вторых, запрет в некоторой степени нивелируется разрешением (в силу положений статьи 575ГК РФ) принимать государственным служащимобычныеподарки (выделено мной — А.В.), стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. На первый взгляд здесь отмечается противоречие между нормами ГК РФ иЗаконао государственной гражданской службе, а также конкуренция статьи 575 ГК РФ состатьями 290-291УК РФ о взяточничестве.

Впрочем, эта конкуренция растворяется при сущностном определении обычности подарка, если его представлять как выражение (знак) вежливости в заурядном для обыденного сознания содержании. Например, если речь вести о дарении букета цветов или сувенира, приуроченного к праздничным датам или событиям. Законодатель при определении условий разрешения обычных подарков, наверное, исходил из существующей социальной практики благодарения, которое не предваряет совершения действий государственным служащим и не несет в себе значения их оплаты. Судебная практика в целом исходит из такого понимания подарков в случае оценок их коррупционного содержания при разбирательстве уголовных дел о получении-даче взятки*(22).

Содержательно данный запрет целесообразно в будущем распространять не только на получение государственными служащими подарков, но и услуг, которые нередко становятся предметом коррупционных сделок. Это может быть получение на безвозмездных или льготных условиях каких-либо нематериальных благ или необоснованных привилегий, например, в учебной или научно-педагогической деятельности (при присуждении ученых степеней, званий, подготовке учебной литературы).

Под запретом находится выезд государственных служащих за рубеж в связи с исполнением должностных обязанностей за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Между тем, в ходе командировок государственным служащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки. Несомненно, что такие услуги могут быть приняты только в том объеме, который не превышает уровня заурядного гостеприимства. При этом нужно понимать, что национальные и культурно-ментальные критерии гостеприимства не одинаковы.

Государственным служащим запрещено использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передавать их другим лицам. Под данный запрет можно отнести использование без служебной необходимости средств коммуникации, оргтехники, автомобиля. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, которые налагаются независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности.

Запрещено разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей. Под целями, не связанными с государственной службой, понимается использование конфиденциальной информации не по назначению, с выгодой для себя или без таковой, в интересах физических или юридических лиц.

На практике реализацию мер по неразглашению сведений конфиденциального характера, следует сочетать с рядом условий: применительно к конкретному государственному служащему должен быть определен перечень сведений, составляющих информацию конфиденциального характера; при этом требование о неразглашении информации должно быть включено в должностной регламент служащего и в трудовой договор в качестве одной из основных его обязанностей.

Государственным служащим запрещены публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов (включая те, в которых они работают), их руководителей, а также решения вышестоящего государственного органа, если это не входит в их должностные обязанности. Данный запрет нельзя считать сугубо антикоррупционным, между тем его несоблюдение опосредовано может повлечь конфликт интересов, связанный с извлечением государственным служащим личной выгоды.

Обстоятельства несоблюдения запрета между тем должны оцениваться во всех аспектах. Например, чтение лекций, написание научных статей, безусловно, предполагают публичность производимых оценок, но при этом необходимо иметь в виду, что научно-педагогическая деятельность государственных служащих может содержать критичные положения.

Без письменного разрешения представителя нанимателя государственным служащим запрещено принимать награды, почетные и специальные званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Нередко на практике встречаются случаи, когда заслуги государственных служащих отмечаются в виде наград со стороны общественных объединений в подконтрольной им сфере. Конечно, это может образовывать предпосылки для возникновения конфликта интересов, но исключение их развития ограничивается соблюдением выше отмеченного условия — получением разрешения представителя нанимателя государственного служащего на получение награды.

На государственных служащих налагаются запреты по использованию преимущества должностного положения для проведения предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. Не разрешается использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве государственного служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

Запрет распространяется на создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур.

Только в случаях, предусмотренных международными договорами или законодательством Российской Федерации, государственным служащим разрешается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений. При соблюдении названного условия, а также при получении письменного разрешения представителя нанимателя, государственным служащим разрешено заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В случае несоблюдения отмеченных запретов нарушители привлекаются к ответственности, которая определяется федеральными законами. Для целей практического применения мер дисциплинарной ответственности виновных важным представляется соблюдение процедур установления факта нарушения того или иного запрета. Для этого требуется проведение служебной проверки, которая назначается по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 59Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

Правовой отдел ГУ МВД России по Саратовской области

Настоящая памятка разработана в соответствии с законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы, законодательством, регулирующим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также другими действующими нормативными актами Российской Федерации и направлена на выработку навыков антикоррупционной культуры поведения сотрудников и госслужащих, исключения поведения, которое может восприниматься окружающими как неприемлемое для государственных служащих, поскольку заставляет усомниться в их объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Преступление коррупционной направленности — общественно опасное, виновное, запрещенное УК РФ под угрозой наказания деяние, состоящее в использовании должностным лицом своего особого правового статуса вопреки интересам службы для получения прямо или косвенно для себя лично или для других лиц материальной выгоды.

Статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения.

В соответствии с данной статьей граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды преступлений, коррупционной направленности:

Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы, а также лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст.44 УК РФ)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

относит к административным коррупционным правонарушениям к которым можно отнести ряд статей КоАП РФ:

  • подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16), а также иные статьи, касающиеся проведения выборов, референдума);
  • незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16);
  • несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29) и ряд других статей по реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
  • заведомо ложное заключение эксперта (ст. 19.26);
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29.).

Таким образом, под административным правонарушением коррупционной направленности понимается виновное и противоправное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленно или по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих служебных обязанностей, за которое предусмотрены меры административной ответственности.

Как показывает практика, среди выявленных коррупционных правонарушений преобладают правонарушения по ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Цель данной статьи — обеспечить реализацию требований Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;от 27 июля 2004 г. № «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; и других нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих правоограничения, которые установлены для должностных лиц, замещающих должности государственной службы и государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ.

В отношении служащих, проходящих государственную службу иных видов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с поступлением на соответствующую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) указанных служащих, установлены основания и порядок применения дисциплинарных взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Коррупционные риски — факторы определяющие функции ОВД, при которых наиболее вероятно возникновение коррупции.

Конфликт интересов в ОВД — ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника ОВД влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Коррупциогенный фактор — явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Частью 1 статьи 59.2 федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии с частью 3.1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Дисциплинарная ответственность сотрудника органов внутренних дел является одним из видов юридической ответственности за неправомерное поведение и представляет собой обязанность сотрудника за нарушение служебной дисциплины понести наказание, предусмотренное Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377.

Дисциплинарным проступком (нарушением служебной дисциплины) является виновное действие (бездействие) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, выразившееся в нарушении сотрудником: законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава ОВД, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в ОВД, а также требований к служебному поведению, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей, а также приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», который внес изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены дополнительные меры противодействия коррупции, устанавливается особый порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения.

Статьей 51.1 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, определяющей порядок наложения на сотрудников ОВД взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрено, что взыскания, предусмотренные ст. 50.1 и ст. 82.1, налагаются в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в ОВД, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Соответственно, можно сделать вывод, что к коррупционным правонарушениям относятся деяния, закрепленные в ст. 50.1 и ст. 82.1.

Статьей 50.1 предусмотрены основания наложения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, являющиеся коррупционными правонарушениями, определены в ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 4 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Процедура привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения выглядит следующим образом:

Дисциплинарные взыскания на сотрудника ОВД налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при соблюдении определенной процедуры.

При поступлении информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения (рапорт, заявление, информация в средствах массовой информации и т.д.) уполномоченным руководителем может быть назначена проверка по данным обстоятельствам. При очевидности нарушения или признании своей вины сотрудником, отсутствии необходимости устанавливать последствия нарушений следует ограничиться проведением проверки, т.е. сбором информации для принятия решения.

Служебная проверка назначается только при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником ОВД дисциплинарного проступка, вины сотрудника, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в ОВД.

На период проведения служебной проверки по факту совершения грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, или возникновения конфликта интересов сотрудник может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в порядке ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

По итогам проверки на основании доклада о результатах проверки или на основании заключения служебной проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения, принимается решение:

  1. о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности;
  2. о не привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности ввиду отсутствия вины в его действиях;
  3. о направлении сотрудника на аттестационную комиссию для рассмотрения вопроса соблюдения им требований к служебному поведению и принятия решения о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

При наличии или установлении в ходе проверки фактов о реализации сотрудником личной заинтересованности, т.е. получении доходов для себя или третьих лиц, или признаков состава преступления, или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации в соответствии с требованиями приказа МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и проверке в установленном порядке уполномоченным органом.

После проведения проверки (служебной проверки) при наличии оснований привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности на него налагается дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Предусмотрено безусловное увольнение сотрудников ОВД в случае утраты доверия к ним в случае:

  1. непринятия сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия сотрудника органов внутренних дел на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления сотрудником органов внутренних дел предпринимательской деятельности;
  5. вхождения сотрудника органов внутренних дел в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения сотрудником органов внутренних дел, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.

В отличии от приказа о наложении дисциплинарного взыскания за нарушение служебной дисциплины копия акта о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника органов внутренних дел такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданско-правовые коррупционные отношения предусматривают причинение материального и (или) морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в связи с совершением незаконного действия, правонарушения, вызвавшего нанесение ущерба и влекущего за собой обязанность его возмещения.

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность является одним из видов юридической ответственности. Она предусматривает установленные нормами гражданского права юридические последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и договоров, а также других гражданских нарушений, что в большинстве случаев связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера, например, возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

24 декабря в Минтруде России прошло первое заседание Коллегии министерства. Оно было посвящено обсуждению организации работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов и мерах, направленных на ее совершенствование.

Открывая заседание, Министр Максим Топилин подчеркнул необходимость проведения системной работы по профилактике и противодействию коррупции на государственной службе в целом и в системе Минтруда России в частности.

С основным докладом выступил директор Департамента развития государственной службы министерства Дмитрий Баснак. Он сообщил, что «с 2008 года проводится планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающей новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления».

«Для государственных служащих установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль за соблюдением антикоррупционных мер», – отметил Дмитрий Баснак.

«Теперь перед каждым государственным органом стоит задача эффективно использовать данные положения на практике, – подчеркнул глава департамента. – Вопросам идеологии борьбы с коррупцией, правовому просвещению и формированию правильных стереотипов поведения нужно уделять больше внимание, несмотря на их некую, казалось бы, оторванность от непосредственных должностных обязанностей гражданских служащих».

Исходя из довольно широкого перечня функций, возложенных на подразделения кадровых служб федеральных государственных органов, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, выделяются три основных цели их деятельности.

Первая цель – помочь служащим в соблюдении антикоррупционного законодательства и предотвращении конфликта интересов на ранних стадиях его возникновения. Цель достигается посредством проведения на регулярной основе консультирования и правового просвещения служащих.

Вторая цель – обеспечить возможность использования руководителем государственного органа всех предусмотренных законодательством инструментов, направленных на профилактику и противодействие коррупции (к ним относится проведение проверок, анализ сведений о доходах государственных служащих, организация деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов, прием уведомлений о фактах склонения к коррупции или о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, определение коррупционно опасных функций и должностей, при замещении которых действуют более жесткие ограничения и запреты).

Третья цель – внешнее взаимодействие, в том числе с правоохранительными органами, общественными организациями, СМИ в целях своевременного получения информации о коррупции в государственном органе, а также формирования позитивной репутации государственного органа и государственных служащих в обществе.

Со своей стороны Департамент развития государственной службы Минтруда России в пределах компетенции проводит работу по следующим направлениям:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере противодействия коррупции;
  • методическое обеспечение единообразного применения антикоррупционного законодательства;
  • организация обучения гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции;
  • мониторинг и изучение практики применения антикоррупционного законодательства.

«Ключевые разъяснения и рекомендации, подготовленные департаментом, размещены на сайте Минтруда России, – сообщил Дмитрий Баснак. – Особое внимание хотелось обратить на обзор типовых случаев конфликта интересов, который вызвал большой интерес у федеральных государственных органов и субъектов РФ».

Руководитель департамента также привел данные по обучению федеральных государственных служащих по вопросам, связанным с противодействием коррупции, которое организуется министерством с 2009 года на системной основе. Ежегодно количество прошедших обучение по данной тематике увеличивается. В среднем ежегодно по таким программам обучаются около 25 тысяч гражданских служащих. В образовательных учреждениях при Правительстве Российской Федерации разработаны специальные программы по данной тематике, к обучению привлекаются ведущие специалисты Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Генпрокуратуры России, Верховного суда РФ, Минюста России и других органов.

О работе, направленной на борьбу с коррупцией в своих ведомствах, включая территориальные органы, сообщили главы Роструда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования России. Они рассказали о том, каким образом в их учреждениях выстроена работа по предотвращению коррупции, и о том, какие меры принимаются в отношении допустивших нарушения.

Кроме сотрудников Минтруда России и подведомственных ему организаций, в работе заседания приняли участие начальник департамента по вопросам профилактики и противодействия коррупции Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров Андрей Гладилин и первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» Лев Якобсон. Последний в целом положительно оценил работу, проделанную Минтрудом России как органом, ответственным за формирование государственной политики в области государственной гражданской службы.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
— наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
— наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
— представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
— непредставления установленных Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
— утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
— признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
— непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать).
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением указанных ограничений, устанавливаются федеральными законами.
Ответственность за несоблюдение ограничений устанавливается федеральным законодательством.

Запреты, связанные с государственной гражданской службой

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1. замещать должность гражданской службы в случае:
1.1 избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
1.2 избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
1.3 избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
2. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
5. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
8. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
10. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
11. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
13. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
14. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
15. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16. заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливается указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Комиссия по Курганской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Курганской области и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия)

Состав Комиссии:
Хабаров Владимир Петрович, Первый заместитель Председателя Курганской областной Думы, председатель комиссии Курганской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Курганской области и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия);

Задорин Вадим Павлович, руководитель аппарата – управляющий делами Курганской областной Думы, заместитель председателя комиссии;

Каташевич Ольга Николаевна, заведующий сектором договорной и кадровой работы отдела нормотворчества, договорной и кадровой работы правового управления аппарата Курганской областной Думы, секретарь комиссии.

Члены комиссии:

Гавриш Юлия Валерьевна, заместитель руководителя аппарата – начальник правового управления Курганской областной Думы;

Яхонтов Валерий Иванович, директор Курганского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», к.т.н., доцент;

Возрожденный Евгений Георгиевич, заместитель директора Курганского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

Неупокоев Игорь Валентинович, старший преподаватель кафедры социально – гуманитарных дисциплин Курганского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

Кошкаров Денис Александрович, председатель Профсоюзного комитета Курганской областной Думы, начальник аналитического отдела аппарата Курганской областной Думы.

Постановление Курганской областной Думы № 440 от 30.09.2014
О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Загрузить (pdf, 123 Кб) Просмотреть

Постановление Курганской областной Думы № 303 от 27.09.2011
О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Курганской области в Курганской областной Думе, гражданами, претендующими на замещение должности председателя
Загрузить (pdf, 209 Кб) Просмотреть

Постановление Курганской областной Думы № 122 от 31.03.2015
Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Курганской области в Курганской областной Думе, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах им
Загрузить (pdf, 131 Кб) Просмотреть

Постановление Курганской областной Думы № 276 от 28.09.2010
О комиссии Курганской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Курганской области и урегулированию конфликта интересов
Загрузить (doc, 127 Кб) Просмотреть

Дата изменения: 01.11.2018 11:24

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх