Заработная плата руководителя

Содержание

Разъяснение Минтруда России о соотношении зарплат руководителей и работников

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г.
N 347-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?
Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее — руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:
— государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
— государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
— территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).
Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих — указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ — актами субъектов РФ, муниципальных служащих — актами органов местного самоуправления).
2. Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).
Что такое «заработная плата» определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).
Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.
3. Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ?
Действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:
— государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
— государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
— территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р и от 12 декабря 2015 г. N 2555-р.
В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.
4. Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?
Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:
— по федеральным организациям — Правительством Российской Федерации;
— по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям — нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В настоящее время такие предельные размеры установлены:
— для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 и от 2 января 2015 г. N 2);
— для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. N 1259).
До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.
Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. N 1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановлению Информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5. Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.
Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность — замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

Коэффициент заработной платы

Районный коэффициент к заработной плате — это такой коэффициент, который показывает уровень увеличения размера заработной платы (доплаты), зависимо от того, где расположено данное предприятие.

Коэффициент прибавляется к основной заработной плате. При этом не учитывается выслуга, единовременные выплаты, персональные надбавки, надбавок за работу в таких районах Крайнего Севера и близлежащих территории.

Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж.

Расчет коэффициента заработной платы (Кс) производится по формуле:

Кс =См*Вс/100%*12,

где: См – страховой стаж, найденный сложением месяцев,

Вс – величина оценки одного года страхового стажа (в процентах).

Данный коэффициент определяется с округлением до пяти знаков после запятой.

Коэффициент страхового стажа (См) не должен превышать 0,75, а с учетом льготного стажа должен быть не больше 0,85.

Общепринятым является тот факт, что величина оценки одного года страхового стажа (Вс) должна быть равна 1,35%.

Районный коэффициент должен устанавливаться в соответствии с федеральным законом.

Право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате работников предоставлено органам исполнительной власти субъектов (автономный округ, город, район) Российской Федерации. В особенности это города северных регионов.

Также, должен быть составлен предварительный договор с профсоюзами. Районные коэффициенты устанавливаются с учётом существующих на данный момент времени минимальных и максимальных их размеров.

В северных регионах существуют определённые правила применения районных коэффициентов:

а) по месту фактической работы всех лиц, заключившим трудовой договор, независимо от месторасположения организации, с которой был заключён договор;

б) районный коэффициент начисляется каждый месяц, и является добавкой к основному заработку работника, но исключением являются процентные надбавки за работу в районах Севера и единовременные поощрительные выплаты.

При расчёте районного коэффициента не возникает новых тарифных ставок или должностных окладов, они остаются прежними. Соответственно в тех ситуациях, когда производятся определённые денежные выплаты, основанные на расчете тарифной ставки или должностного оклада, то районный коэффициент применяться не будет.

Когда исчисляется средний заработок, то выплата по районному коэффициенту учитывается во всех случаях как для оплаты отпуска, назначения государственной пенсии, так и для пособия по временной нетрудоспособности.

Повышающие коэффициенты к заработной плате – это такие показатели, расчёт которых предоставляет возможность работнику получить прибавку к заработной плате. Повышающие коэффициенты начисляются за такие заслуги:

— высокое профессиональное мастерство;

— совершенствование профессионального мастерства;

— сложность и напряжённость труда;

— высокую степень самостоятельности и ответственности;

Вопрос о том, будут ли установлены на предприятии повышающие коэффициенты и вопрос об их размерах принимается учредителем (-ями) предприятия или организации индивидуально по отношению каждого конкретного работника.

Определяется точный период времени в течение определённого календарного года, с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Размер повышающих коэффициентов в суммарном выражении должен быть равен или меньше 3. Повышающие коэффициенты прибавляются к минимальной ставке заработной платы по профессии. Денежная надбавка, в результате применения персонального повышающего коэффициента, прибавляется к минимальной заработной плате.

Предусматриваются повышающие коэффициенты за выслугу лет для работников профессиональных квалификационных групп, которые являются представителями общеотраслевых профессий.

Применение повышающего коэффициента не учитывается при исчислении компенсационных, стимулирующих или каких — либо иных выплат, которые также установлены в процентном отношении к ставке заработной платы.

Надбавка за выслугу лет устанавливается, в зависимости от общего стажа работы в организации, а расчёт производится в зависимости от минимальной ставки заработной платы.

Применение повышающего отраслевого коэффициента

Министр труда и социальной защиты населения РК Г. Абдыкаликова дала разъяснение по вопросу применения повышающего отраслевого коэффициента. В ответе говорится, что система оплаты и стимулирования труда определяется условиями коллективного договора, трудового договора и актами работодателя, согласно статье 126 Трудового кодекса. Условия труда определенные трудовым, коллективными договорами, актами работодателя не должны быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом.

Для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с оплатой труда работников, занятых на работах с нормальными условиями труда. Для них устанавливаются повышенные оклады, но не ниже установленных законодательством РК, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами, основанными на минимальных стандартах оплаты труда, согласно статье 204 Трудового кодекса.

Минимальный размер месячной заработной платы, предусмотренной условиями трудового, коллективного договоров не может быть ниже минимального размера заработной платы установленной законом РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а для работников, работающих на тяжелых работах, не ниже минимального стандарта оплаты труда.

Минимальный стандарт оплаты труда определяется из расчета минимального размера месячной заработной платы, установленной законом РК о республиканском бюджете и повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых соглашением и утверждаемых Правительством РК. Постановлением Правительства от 9 июня 2008 года № 548 утверждены повышающие отраслевые коэффициенты для отдельных отраслей. Повышающий отраслевой коэффициент применяется для расчета минимального стандарта оплаты труда (размера месячной тарифной ставки работника первого разряда). Читайте

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Как определить соотношение среднемесячных зарплат

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2017 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных заработных плат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Расчет среднемесячной зарплаты сотрудников

Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот : СчР : 12,

где ФЗсот – фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава;

СЧР – средняя численность работников учреждения; 12 – количество месяцев в году.

Не включайте в показатель ФЗсот заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. А их самих не учитывайте в показателе СЧР.

В среднемесячную заработную плату работников учреждения включите:

  • начисленную заработную плату за отработанное время вместе со стимулирующими выплатами по итогам работы с учетом районного коэффициента;
  • выплаты, которые вы начислили исходя из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

2. Расчет среднемесячной заработной платы руководителя учреждения

Рассчитайте отдельно среднемесячную заработную плату руководителя учреждения (СЗрук), заместителей и главного бухгалтера по формуле:

сЗрук = фЗрук : 12,

где ФЗрук – фактически начисленная заработная плата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) за календарный год; 12 – количество календарных месяцев.

С 1 мая зарплата не может быть меньше 11 163 руб. В рекомендации читайте, как установить должностные оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты. Также узнаете, как изменить размер оклада, не допустить зарплату ниже МРОТ и какая ответственность за это нарушение…

3. Расчет предельного соотношения зарплат в учреждении

3. Рассчитайте предельное соотношение зарплат в учреждении. Для этого каждый показатель СЗрук разделите на СЗсот.

Рассмотрим примеры расчета.

Пример 1.Расчет предельного соотношения зарплат

Учредитель установил ректору ФУ «Институт» уровень кратности заработной платы, равный 4.

Бухгалтер должен проверить, как среднемесячные зарплаты ректора, проректора, главбуха соотносятся со среднемесячной заработной платой остальных сотрудников.

Берем показатели фактически начисленной зарплаты из всех источников финансирования по итогам 2017 года:

– 33 720 000 руб. – работники списочного состава. Это показатель по кредиту счета 0 302 11 730;

– 1 200 000 руб. – ректору;

– 960 000 руб. – проректору;

– 900 000 руб. – главному бухгалтеру.

Среднесписочная численность работников в 2017 году – 80 человек. Без учета руководства – 77 человек.

Весь руководящий состав отработал 2017 год полностью.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 660 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 900 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 660 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 181,82 руб.

2. Определим среднемесячную зарплату тех, кто занимает руководящие должности. Показатель СЗрук равен:

– 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.) – для ректора;

– 80 000 руб. (960 000 руб. : 12 мес.) – для проректора;

– 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.) – для главного бухгалтера.

3. Уровень кратности заработных плат составляет:

– 3 (100 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для ректора;

– 2,41 (80 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для проректора;

– 2,26 (75 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для главного бухгалтера.

По всем трем должностям кратность не превышает ту, что установил учредитель. Значит, пересматривать систему оплаты труда в институте не нужно.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает в учреждении не с начала 2016 года, разделите ФЗрук на число фактически отработанных полных календарных месяцев.

Пример 2. Расчет предельного соотношения зарплат

Главный бухгалтер к декабрю 2017 года отработал в учреждении девять месяцев.

За это время ему фактически начислили заработную плату 850 000 руб. Остальные условия возьмем из примера 1.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 710 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 850 000).

Посчитаем показатель СЗсот :

30 710 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 235,93 руб.

2. Определим среднемесячную заработную плату главного бухгалтера. Она равна 94 444,44 руб.

(850 000 руб. : 9 мес.).

3. Уровень кратности заработной платы для главного бухгалтера – 2,84

(94 444,44 руб. : 33 235,93 руб.).

Как и в примере 1, учреждение соблюдает предельное соотношение.

Если учреждение превысило предельное соотношение, придется внести коррективы в систему оплаты труда. Все зависит от того, по какой должности возникла проблема. Если по заработной плате руководителя, меры примет учредитель. Он пересмотрит зарплату руководителя или заставит повысить зарплаты сотрудникам. Если за рамки вышли зарплаты заместителей и главбуха, руководитель может принять решение самостоятельно.

Каково оптимальное количество бухгалтеров-расчетчиков должно быть в учреждении, читайте в статье журнала Зарплата в учреждении.

Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера

До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.

Минтруд уточнил: впервые разместить в Интернете данные о среднемесячных зарплатах руководителя учреждения, его замов и главбуха придется в 2018 году.

Ведомство напомнило, что теперь среднемесячная заработная плата руководителей, их замов и главбухов зависит от оплаты труда рядовых работников. Связано это с поправками в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). А в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).

Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1 : 8. Данные поправки также вступили в силу 1 января. Кроме того, с 2017 года в Трудовом кодексе РФ появилось требование о размещении в Интернете информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений. Эти данные нужно публиковать на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей.

Так Минтруд пришел к выводу: среднемесячную заработную плату следует рассчитывать по итогам года, то есть за 2017 год. Это значит, что начиная с 2018 года нужно размещать в Интернете сведения о зарплатах этих лиц.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций

Трудовым кодексом РФ максимальный размер заработной платы прямо не ограничен. В ст. 132 ТК РФ по этому поводу говорится, что заработная плата зависит:

  1. От квалификации работника.
  2. Уровня сложности выполняемых работ.
  3. Количества затраченного времени.
  4. Качества произведенного труда.

Однако ТК РФ содержит отсылку на допустимость установления некоторых ограничений в отношении размера выплачиваемых денежных вознаграждений, иными словами, установление предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и работников.

К числу исключений, в отношении которых вводятся ограничительные нормы, можно отнести заработную плату руководителей государственных органов.

Для юрлиц-работодателей, созданных государством или муниципальными органами, таких как учрежденные государством внебюджетные фонды или унитарные предприятия (например, ФГУП «Почта России»), установлено правило (ч. 1 ст. 145 ТК РФ) о соотношении средней зарплаты работников бюджетной сферы и зарплаты руководителей:

  • директора учреждения, председателя фонда;
  • его заместителей;
  • главбуха;
  • члена наблюдательного совета госкорпорации.

Предельная разница между зарплатой генерального директора и сотрудников юрлиц, основанных частным капиталом, не ограничивается.

Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ

Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст. 145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ. Указанный нормативный акт интересен не только текстом вносимых в ТК изменений, но и определением момента их применения к конкретной зарплате.
  3. П. 6 положения…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (далее — положение № 2), который распределяет обязанность по установлению конкретных ограничений, пределы таких ограничений (показатели кратности) и способ расчета предельной зарплаты.
  4. Положением «Об установлении систем оплаты труда…», утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее — положение № 583), конкретизирующим вышеуказанные нормы для учреждений.
  5. Постановлением Правительства РФ «О предельном уровне соотношения…» от 29.11.2016 № 1259, ориентированным на внебюджетные фонды (постановление № 1259).
  6. Нормативными актами ведомственного, регионального и муниципального уровней, содержащими сами показатели кратности.

Инициированы все перечисленные правила о соотношении зарплаты руководителя и работников Указом Президента РФ «О мероприятиях…» от 07.05.2012 № 597, чтобы зарплата руководителей юрлиц, финансируемых из федерального бюджета, стала прозрачной.

Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников

Предельные соотношения зарплаты руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников для учреждений федерального уровня можно определить как кратное в пределах от 1 до 8 (п. 9 положения № 583).

Для внебюджетных фондов соотношение средней зарплаты работников:

  • и председателей установлено в кратности от 1 до 10;
  • и заместителей, главных бухгалтеров — в кратности от 1 до 8.

Указанные показатели регламентированы постановлением № 1259.

Федеральные министерства и ведомства устанавливают показатели соотношения для подведомственных им учреждений в заданных актами Правительства пределах. Например:

  • приказ Минздрава России от 06.02.2017 № 40н устанавливает показатель кратности зарплаты руководства к средней зарплате работников, равный 8;
  • приказ Росморречфлота от 04.07.2017 № 72 ранжирует показатели кратности в зависимости от занимаемой руководящей должности (8 — для руководителя, 7,2 — для заместителя руководителя, главбуха);
  • приказ Росприроднадзора от 08.06.2017 № 280 также ранжирует показатели по должностям, но кроме того, и по учреждениям (так, для руководителя ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлен показатель 5, для его заместителей — 4,5, а для аналогичных должностей в ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» — показатели 4 и 3 соответственно).

Кроме того, правила об установлении предельного соотношения могут содержаться в трудовом договоре (Единые рекомендации…, утв. решением Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11).

Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты

Ст. 278 ТК РФ устанавливает ответственность руководителей предприятий за несоблюдение требования по установлению предельного соотношения заработной платы заместителя руководителя или главбуха со среднемесячной зарплатой работника.

В частности, трудовые отношения с таким работодателем могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и из-за несоблюдения предельной разницы в зарплате в соответствии со ст. 145 ТК РФ. Иными словами, это дополнительное (специальное) основание для увольнения по инициативе работодателя.

Таким образом, нарушение, описанное в ст. 278 ТК РФ, — дисциплинарный проступок, субъектом которого является руководитель соответствующей организации.

Ответственность за несоответствие зарплаты руководителя рассмотренным выше требованиям прямо в ТК РФ не установлена, однако, как считает Минэкономразвития (разъяснения опубликованы на официальном сайте министерства), несет таковую должностное лицо учредителя юрлица — работодателя по правилам ст. 57 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

***

Соотношение средней заработной платы руководителей и работников ограничено законом только для внебюджетных фондов и бюджетных учреждений, предприятий, государственных корпораций. Учитывая отсылочный характер норм ТК РФ и актов Правительства РФ, в конкретном случае определить размер показателя предельного соотношения можно по ведомственным актам или непосредственно по трудовым договорам. Нельзя говорить о разнице в зарплате начальника и подчиненного, т. к. введенное ТК РФ ограничение — не по разнице, а по отношению (устанавливается путем деления, а не вычитания), а кроме того, для сравнения используется усредненная величина зарплаты работников, а не зарплата конкретного работника, напрямую подчиненного руководителю.

Кто должен соблюдать правила в отношении предельного уровня и соотношения зарплат?

Это относится к руководству тех юридических лиц, которые являются госучреждениями, а также к их заместителям и работающим в этих организациях главным бухгалтерам.

Перечень должностей и организаций

Обязанности следить за уровнем зарплат предусмотрены для следующих категорий лиц:

  • начальников различных внебюджетных фондов России;
  • тех, кто руководит фондами, занимающимися медстрахованием;
  • начальников госучреждений;
  • начальников унитарных государственных или муниципальных предприятий.

При создании госорганизаций могут быть установлены нормы, определяющее пропорцию зарплаты начальника и средней величины заработной платы всего остального коллектива. Однако существуют для данной цели предельно допустимые величины, определяемые соответствующими нормативными актами:

  1. Ограничения, относящиеся к начальникам и руководству упомянутых организаций федерального уровня, устанавливаются в документах, принимаемых Правительством страны.
  2. Когда рассматриваются такие же должности, но они относятся к уровню субъектов Российской Федерации, то в этом случае лимиты определяются нормативными актами соответствующих регионов.
  3. Когда речь идёт о работающих в муниципальных учреждениях или унитарных предприятиях, то максимальная величина соотношения определяется на основании нормативных документов, принятых местными органами власти.

В каких случаях от этого правила можно отказаться?

В некоторых случаях руководящий состав назначать оклад без необходимости проверять соотношение сумм выплат. Такие предприятия, учреждения, для которых это возможно, устанавливаются в нормативных актах органов власти соответствующего уровня.

Например, это относится к тем, кто упомянут в перечне, включённом в Распоряжение от Правительства России № 2627-р от 30 декабря 2012 года. В этом списке есть большое число различных государственных предприятий и учреждений. В частности в него входят:

  1. Государственная корпорация «Роскосмос».
  2. Министерство юстиции РФ.
  3. Федеральная налоговая служба.
  4. Ряд государственных образовательных учреждений высшего образования.
  5. Различные государственные учреждения культуры (МХАТ им. Чехова, Академический театр драмы им. Пушкина и другие).
  6. Другие государственные предприятия и учреждения.

В данное распоряжение Правительства вносятся изменения и дополнения, последнее из которых это было 22 сентября 2018 года — Распоряжение № 2015-р.

Расчет коэффициента соотношения

В отдельных случаях, при условии, что руководитель в своей деятельности продемонстрировал высокую эффективность, учредитель может принять решение о временном разрешении превысить максимальное значение рассматриваемого коэффициента.

Пошаговая процедура расчёта состоит в следующем:

  1. Рассматривается сумма доходов сотрудников предприятия (при этом в расчёт берутся те их виды, которые были рассмотрены выше). При этом не рассматриваются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Используются данные за один год. Итоговая величина делится на среднесписочную численность (за вычетом руководства), затем полученное число делят на 12.
  2. Учитывается фактически выплаченная зарплата за 12 месяцев каждого должностного лица, к которому относится рассматриваемое в статье ограничение. Если этот человек работал неполный год, то в расчёт принимается только то время, когда он реально работал. Для каждого из этих лиц данная сумма делится на количество месяцев, в течение которых он на этом предприятии работал.
  3. Для каждого представителя руководства отдельно рассматривается частное от деления его средней зарплаты на аналогичный показатель для трудового коллектива.

Допустимые значения коэффициентов

Коэффициент находится в следующих пределах:

  1. Для директоров, руководящего состава государственных федеральных учреждений такой коэффициент находится в пределах от одного до восьми.
  2. Для председателей внебюджетных фондов этот показатель составляет от 1 до 10. Для их заместителей, главных бухгалтеров — от 1 до 8.

Порядок размещения информации о средней зарплате в интернете

Данные о том, сколько на самом деле получают руководящие работники, занятые в государственной сфере за каждый календарный год обязаны публиковаться в интернете. Этот вопрос освещён в ст. 349.5 ТК РФ.

Размещаться эти данные должны на сайтах, которые официально закреплены за органами государственной власти. Так необходимо поступать во всех случаях за исключением ситуации, когда Трудовой Кодекс предусматривает для этого другие правила.

Если госорганами приняты соответствующие решения, то публикацию можно осуществлять на сайтах, официально принадлежащие предприятию, о руководстве которого идёт речь.

Однако при публикации предусмотрены ограничения:

  1. Запрещено указывать адрес проживания упомянутых лиц.
  2. Не нужно упоминать то, что имеет конфиденциальный характер.
  3. В сообщениях критично, чтобы отсутствовала информация о прописке, номерах телефонов, адресах электронной почты и другие персональные данные.
  4. Нельзя раскрывать государственную, служебную, профессиональную или коммерческую тайну.

Нарушение указанных соотношений в тех случаях, когда их соблюдение предусмотрено законодательством, может стать одной из причин для увольнения начальника. Если руководство является достаточно эффективным, управляющему звену могут временно повысить данный коэффициент.

Детали нововведений раскрыты в следующем сюжете.

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ, вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень. С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.

Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным. Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх