Жалоба на детский сад

В редакцию обратилась Мария Иванова, мама 2-летнего ребенка, юрист по образованию. Ребенку не давали путевку в детский сад, в связи с чем мама была вынуждена написать жалобу в Департамент образования г. Москвы и Северное окружное управление департамента образования г. Москвы (по месту проживания). Жалоба не понадобилась, поскольку за день, до того, как собирались ее нести адресатам, из комиссии позвонили и дали путевку.

Сегодня мы публикуем полный текст жалобы с ссылкой на законы, которыми можно оперировать в случае бездействия комиссии. Надеемся, что этот документ поможет многим правильно составить письменное заявление в департамент или управление образования.

Обращаемся также ко всем посетителям с просьбой написать о результатах рассмотрения жалобы. Нам важно знать, что публикуемые документы были вам полезны и помогли ускорить процесс зачисления ребенка в детский сад.

Департамент образования г. Москвы
105318, город Москва, Семеновская площадь, дом 4,

Северное окружное управление департамента образования г. Москвы
125167, Красноармейская ул., д.15

Комиссия по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы, района «Бескудниковский» САО г. Москвы
127474, г. Москва, Бескудниковский б-р, 29, школа №656

Заявитель
Иванова Мария Ивановна – мать
Иванова Ивана Ивановичу
Свой адрес с индексом и телефон обязательно

ДАТА

Жалоба на неправомерное бездействие Комиссии по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы, района «Бескудниковский» САО г. Москвы, выразившиеся в не предоставлении Иванову Ивану Ивановичу путевки в детский сад на сентябрь 2010 года.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование, при этом общедоступность образования гарантируется государством.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (далее – Закон РФ «Об образовании») дошкольное образование является одним из видов общеобразовательных программ.

Пунктом 3 ст. 18 этого же Закона предусмотрено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Виды государственных образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы в г. Москве, которые создаются Правительством Москвы в целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования установлены п. 1 ст. 5 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» от 10.03.2004г. №14 (далее – Закон г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве»).

При этом статьей 6 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» за родителями (законными представителями) закреплено право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.

Я, Иванова Мария Ивановна, являюсь матерью Иванова Ивана Ивановича, 25.03.2008 года рождения.

В соответствии с Порядком комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы (утв. приказом Департамента образования города Москвы от 28 марта 2006 г. N 157) – (далее – Порядок комплектования), я, 15 Сентября 2008 года посетила Комиссию по комплектованию государственных образовательных учреждений района «Бескудниковский» САО г. Москвы (далее – Комиссия района «Бескудниковский»).

Комиссией района «Бескудниковский» мой ребенок Иванов Иван был зарегистрирован в единой Книге учета будущих воспитанников государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы (далее по тексту — Книга учета), и в Автоматизированной системе учета очередности в государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы, о чем мне было выдано уведомление о регистрации 15.09.2008г. в 17:05 ребенка в Книге учета под регистрационным номером 3258. В качестве желаемой даты поступления было указано – сентябрь 2010г.

При этом в уведомлении о регистрации ребенка в Книге учета было указано, что для окончательного решения вопроса о зачислении ребенка родителям (законным представителям) предлагается повторно посетить Комиссию района «Бескудниковский». Однако, поле даты «с__по__» — указывающее, когда именно мне надо повторно посетить Комиссию, не было заполнено в нарушение Порядка комплектования.

Несмотря на это, я повторно посетила Комиссию района «Бескудниковский» в марте 2010г. Мне устно сказали: «Ваша очередь еще не подошла. Ждите – мы Вам позвоним».
15 апреля 2010г., я снова посетила Комиссию района «Бескудниковский» и просила выдать мне путевку в детский сад, при этом в качестве альтернативы, я сказала, что готова получить путевку в детское дошкольное учреждение соседнего с Бескудниковским района – Восточное Дегунино.

Однако, в нарушение п. 5.6 Порядка комплектования путевка в детский сад моему ребенку выдана не была, и устно мне было сказано, что «Очередь еще не подошла, а в детский сад района Восточное Дегунино путевка не может быть выдана, поскольку там своя очередь».

При этом пунктом 20 Порядка комплектования предусмотрено взаимодействие Комиссий по комплектованию по выдаче путевок в Учреждения смежных районов административных округов города Москвы.

Кроме того, пунктом 4 статьи 10 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» установлено, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению.

Таким образом, поскольку мой ребенок стоит на очереди в государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы, уже более 1,5 лет, то причина отказа – «Ваша очередь еще не подошла» не может быть признана обоснованной в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве».

Гарантии общедоступности образования закреплены как на государственном уровне, например, в Конституции РФ, п. 3 ст. 5, п. 2.1 и п. 21 ст. 28, пп.3 п. 1 ст. 28.1, пп.6.1 и пп. 6.2 п. 1 ст. 29, пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», так и законодательством г. Москвы — п.2 ст. 1, п. 1 ст. 5 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве», п. 1 ст. 3, п.1, п. 2, п. 3, п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в г. Москве» от 20.06.2001г. №25.

Кроме того, п.1, п. 2 ст. 4, ст. 5, п.1 с. 7 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ предусмотрено, что осуществление прав детей является целями политики государства и органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статьей 4 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» установлена ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

При этом необходимо отметить, что Правительство Москвы в пункте 3 Постановления от 12 августа 2008 г. N 737-ПП «О городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5″ на 2009-2011гг.» определило в качестве основной цели по направлению дошкольное образование — реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Для достижения целей программы в сфере дошкольного образования Правительство Москвы поставило следующие задачи существенное сокращение дефицита мест в детских садах; расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов и возврата в систему ранее закрытых учреждений; — увеличение количества групп для детей раннего возраста и другие.

Также в названном Постановлении указано, что в области развития системы дошкольного образования наметилась тенденция снижения очередности в дошкольные учреждения.

Таким образом, поскольку по состоянию на 11 мая 2010г. путевка в детский сад Иванову Ивану Ивановичу на сентябрь 2010 года не была предоставлена, то Комиссией района «Бескудниковский» были нарушено право моего ребенка на получение дошкольного образования, путем нарушения следующих норм права:

  • ст. 17, 18, 43 Конституции РФ,
  • п. 3 ст. 5, п. 2.1 и п. 21 ст. 28, пп.3 п. 1 ст. 28.1, пп.6.1 и пп. 6.2 п. 1 ст. 29, пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании»,
  • п.1, п. 2 ст. 4, ст. 5, п.1 с. 7 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
  • п.2 ст. 1, п. 1 ст. 5, ст. 6, п. 4 ст. 10 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве»,
  • п. 5.6, п. 20 Порядка комплектования,
  • п. 1 ст. 3, п.1, п. 2, п. 3, п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в г. Москве» от 20.06.2001г. №25,
  • п.3 Постановления Правительства Москвы от 12.08.2008г. N 737-ПП «О городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5″ на 2009-2011гг.».

Руководствуясь, ст. 19, 33, 38, 45, 46 Конституции РФ, п.1, п. 2 ст. 4, ст. 5, п.1 с. 7 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ, ст. 2 , ст. 12 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» №59-Фз от 02.05.2006г., п. 5.6 Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы (утв. приказом Департамента образования города Москвы от 28 марта 2006 г. N 157),

ПРОШУ:

  • признать бездействие Комиссии по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы, района «Бескудниковский» САО г. Москвы, выразившиеся в не предоставлении Иванову Ивану Ивановичу путевки в детский сад на сентябрь 2010 года незаконным;
  • восстановить нарушенное право Иванова Ивана Ивановича на дошкольное образование и выдать путевку в детский сад на сентябрь 2010 года.

В случае оставления жалобы без рассмотрения или неудовлетворения жалобы, я, в соответствии со ст. 19, 33, 38, 45, 46 Конституции РФ, ст. 3, ст. 22 ГПК РФ, ст. 1, 10, 21 федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» №2202-1 от 17.01.1992г. буду вынуждена обратиться за защитой нарушенного права в прокуратуру и суд.

Приложение:

  • Копия свидетельства о рождении;
  • Копия уведомления о регистрации ребенка в Книге учета.

Фамилии и имена в документе изменены.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.

В поисках справедливости мы сбиваемся с ног, к кому только не обращаясь за помощью… Но лучше точно знать, куда идти (и что, кстати, просить, но это в другой заметке), вместо того чтобы терять драгоценное время.
Сразу говорю: подразумевается, что данный журнал читают те родители, кто не хочет давать взятку. Я ее тоже никогда не дам, и не только потому что у меня нет лишних денег. Даже если бы они у меня были, все равно бы не дал: я не собираюсь отдавать за что-то горбом заработанное тому, кто должен это сделать для меня бесплатно. Взятка — уголовное преступление. (У меня, в общем-то, есть и иные причины, но о них не буду, так как это отдельная тема и к нашему общему делу отношения не имеет.)
Сначала о том, куда писать не надо.
Написание жалоб Путину, Медведеву и прочим товарищам из Москвы по результатам будет таким же, как если бы вы написали эти жалобы папе Римскому, Обаме, Кофи Аннану (или кто там щас генсек ООН), пожарникам или кинологам с собаками. То есть никаким.
Все ваши обращения спустят сюда. В департамент образования. Ну худой конец Балановский ответит (то же самое).
По Закону РФ «Об образовании» (который в том числе регламентирует, какие полномочия и какой уровень власти имеет при обеспечении граждан дошкольным образованием), вопросами предоставления мест в детсадах занимается мэрия. Поэтому если позвонят в томский департамент образования из управления делами администрации Президента РФ — не Медведев же звонить будет, в самом-то деле! — и спросят: «а вы чо тут Ивановой место не даете?!», то Васильева имеет полное право послать таких интересующихся подальше. И она это сделает, уверяю вас. Не имеет права ни президент, ни председатель правительства вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, если эта деятельность относится исключительно к компетенции местной власти. Предоставление мест в детских садах — как раз такой случай. По закону!
Теперь о том, куда надо писать.
Как мы уже с вами поняли, вопросами предоставления мест в детских садах, а равно их строительством занимается орган местного самоуправления, причем не законодательный, а исполнительный, поскольку предоставление места в садике — это исполнение закона. Законодательный орган власти, по большому счету, утверждает или требует скорректировать годовой бюджет на дошкольное образование, представляемый исполнительным органом городской власти — на этом его участие, грубо говоря, в нашем деле заканчивается. Таковым в Томске является Администрация Томска (мэрия). В мэрии специально для осуществления ее обязанностей и полномочий в том числе по предоставлению мест в детских садах гражданам (или, говоря официальным языком, по обеспечению граждан общедоступным и бесплатным дошкольным образованием в различных формах) существует особое подразделение — Департамент образования мэрии г. Томска, которым руководит его начальник — О.В. Васильева. Это подразделение делегировало часть своих функций, как-то учет будущих воспитанников детских садов (надо же, к примеру, планировать мэрии сколько садиков нужно будет построить!), выдача путевок в садики, связь с родителями, Комитету дошкольного образования (КДО) Департамента образования администрации города Томска. Все-таки детские сады — хозяйство большое, поэтому и управлять им нужно особой команде. Но все серьезные распоряжения утверждаются Васильевой.
Вот поэтому-то и надо писать заявление о предоставлении места на имя начальника департамента образования.
Кстати, аналогично и в Северске.
А теперь — о прокуратуре. Прокуратура занимается надзором над исполнением закона и сигнализирует нарушителям, судам, правоохранительным органам о том, что «ай-яй-яй, только посмотрите чо творица!!! ну-ка немедленно соблюдать закон!!!». Она единственная уполномочена подавать иски в суд в интересах неопределенного круга лиц — то есть всех нас с вами. Например, прокуратура подмосковных Люберец в феврале этого года добилась в суде обязания люберецкой администрации к решению проблемы очередей в садики за три года. Томская пока покуривает в сторонке.
В Томске аж 13 человек в 2010 году добились, судя по опросу, путевки в сад через прокуратуру.
Если кто-то желает попробовать — Бог в помощь. Но, насколько мне известно, прокуратура динамит родителей, ссылаясь на мнимую «очередь», и предлагает решать вопрос самим в суде.
Тем не менее выкладываю (спасибо Мадам Ларе с МТР — ее текст взят за основу) текст заявления в прокуратуру, после которого ребенку дали сад. Можете попробовать, но при этом совсем не обязательно тормозить с подачей иска в суд. Наоборот: в случае отказа прокуратуры заниматься своими прямыми обязанностями вы сможете предъявить ее ответ в суде (из прокуратуры ответят через месяц). А в случае наступления счастья 🙂 вы просто заберете свой иск, и все. И платить ни за что не надо будет. В общем, хотите — попробуйте:
Прокурору г. Томска
634029, г. Томск, ул. Белинского, 14
От ______________________
Проживающей_______________________
З А Я В Л Е Н И Е
о нарушении конституционных прав и о привлечении к административной ответственности
Я, (ФИО) являюсь матерью (отцом) малолетнего (ФИО) ________ года рождения.
«_____»__________20___ г. я поставила своего ребенка в очередь на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Томска (далее – МДОУ). Мой ребенок был зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Томска за №____.
«_____»__________20___ г. я обратилась в Комиссию по комплектованию муниципальных образовательных учреждений при Администрации г. Томска с ходатайством о предоставлении места в МДОУ моему ребенку.
«_____»__________20___ г. мною получен ответ Администрации г. Томска о том, что принять положительное решение по моему ходатайству не представляется возможным в связи с тем, что МДОУ ТОмска укомплектованы, то есть в связи с отсутствием мест. Фактически моему ребенку было отказано в посещении муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Считаю отказ в предоставлении места в МДОУ г. Томска незаконным.
Частью 2 ст. 43 Конституции РФ гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Аналогичная норма закреплена в п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Согласно п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Аналогичная норма закреплена в п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании».
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. А согласно ч. 2 ст. 18 названного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Полномочия органов местного самоуправления городскох округов по решению указанных вопросов местного значения применительно к организации предоставления дошкольного образования конкретизируются в п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», где указано, что органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как указано в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов — право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства — обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и могут быть ограничены только федеральным законом (ст. 55 п. 3 Конституции РФ).
Ни один федеральный закон не содержит указания на то, что предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ограничено датой постановки на учет в качестве нуждающегося в таком образовании и количеством мест в сети дошкольных учреждений. Также ни один федеральный закон не связывает реализацию права на дошкольное образование с трудной жизненной ситуацией или неблагополучным семейным положением.
Как указывает в своем Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П Конституционный суд РФ (п.2.1), применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с п. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 (далее – Типовое положение), к дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады различного вида, которые могут быть государственными или муниципальными, и для которых названное Типовое положение является обязательным.
Согласно пункту 27 указанного Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. А пунктами 3 и 28 Типового положения установлено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством, иных ограничений, кроме, собственно, дошкольного возраста, для поступления в дошкольное образовательное учреждение не предусмотрено.
В полномочия органов местного самоуправления не входит ни определение оснований отказа в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, ни определение круга лиц, которым дошкольное образование предоставляется, при этом иметь в достаточном количестве дошкольные образовательные учреждения – прямая обязанность органов местного самоуправления.
Считаю, что Администрацией г. Томска незаконно было отказано в реализации конституционного права моего ребенка на дошкольное образование.
На основании изложенного П Р О Ш У:
1. Принять предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.
2. Привлечь лиц, виновных в нарушении права моего ребенка, ______________________(фио, дата рождения), на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.57 КоАП РФ.
Приложение:
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
2. Копия ответа Администрации г. Томска (Комиссии по комплектованию дошкольных учреждений).

Куда обращаться официально по вопросам детского сада

Часто у родителей возникает ситуация, когда вопросы очереди в сад, получения положенного направления в детский сад и пр. остаются без ответа после обращения в ОСИП и даже на «горячую линию». В таком случае имеет смысл обратиться письменно и официально, поскольку Ваше обращение получит силу и будет зафиксировано в приемной Департамента.

Ниже мы постараемся подробно описать как и куда можно обратиться за разрешением спорных и острых вопросов.

Итак, обращения, поступившие в Общественную приемную Департамента образования города Москвы, рассматриваются в соответствии c Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 09 февраля 2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Обратиться в Общественную приемную Департамента образования города Москвы можно следующими способами:

  • Написать письмо и отправить его по почте по адресу: Москва, Большая Спасская ул., дом 15, стр. 1
  • Привезти письмо лично и сдать в Общественную приемную Департамента образования по адресу: Москва, Большая Спасская ул., дом 15, стр. 1
  • Воспользоваться системой Интернет-обращений через Электронную приемную
График работы общественной приемной:
  • понедельник — с 8:30 до 12:00
  • вторник, среда, четверг — с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 16:30
  • пятница — с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 15:00

О порядке организации личного приема граждан в Департаменте образования города Москвы можно узнать, пройдя по ссылке на соответствующую страницу сайта Департамента.

Подробнее остановимся на возможности официального обращения в Электронную приемную Департамента Образования Москвы. Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Работа с обращениями, поступившими в форме электронных документов, осуществляется в порядке, установленном для письменных обращений граждан. Срок рассмотрения 30 календарных дней.

Ваше обращение будет обязательно рассмотрено, однако оно должно соответствовать условиям рассмотрения электронных обращений граждан, описанным ниже.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, рассматривается при наличии следующих реквизитов:
  • наименование государственного органа или его структурного подразделения, в который направляется письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества должностного лица, либо наименование должности должностного лица, которому обращение гражданина адресовано;
  • имени, отчества (при их наличии), фамилии заявителя;
    почтового/электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ и(или) уведомление о переадресации обращения;
  • изложения сути предложения, заявления или жалобы.

Просим обратить внимание, что Департамент не рассматривает обращения и не дает ответ в следующих случаях:

  • в обращении не указаны фамилия и имя заявителя;
  • при указании неполного или недостоверного почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ;
  • в обращение содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • в обращение содержатся призывы к свержению существующего строя и разжиганию межнациональной розни.

После рассмотрения обращения (не позднее 30 календарных дней с момента его отправки) автору электронного обращения направляется ответ в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении (e-mail) или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Также Вам необходимо согласиться на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет (в соответствии с законодательством РФ). Для этого нужно нажать на кнопку «СОГЛАСЕН»внизу на этой странице.

Информация для данной статьи взята с официального сайта Департамента Образования г.Москвы.

Возможные причины жалобы на детский сад

Посещая садик, ребёнок принимает участие в целом перечне действий и получает комплекс услуг, предоставление которых должно осуществляться на должном уровне. Потому список жалоб на детский сад обширен. Их можно классифицировать на несколько больших групп. Выделяют:

  1. Жалобы на питание в садике. Обратиться в уполномоченный орган необходимо, если еда, даваемая ребенку, не способна удовлетворить физиологические потребности несовершеннолетнего. Меню должно меняться ежедневно. Приготовленная еда не должна храниться в холодильнике больше 48 часов. Раздавать продукты имеют право только лица, получившие разрешение комиссии, в состав которой в обязательном порядке входят медсестра и представитель администрации садика.
  2. На помощника воспитателя. Жалобу стоит подавать, если лицо грубо относится к ребёнку, оказывает физическое воздействие на детей, использует угрозы, проявляет халатность по отношению к своим профессиональным обязанностям.
  3. На заведующую ДОУ. Обратиться в уполномоченные органы нужно, если лицо, занимающее должность, не реагирует на претензии родителей по поводу неисполнения работниками детского сада должностных обязанностей, а также в случае, если учреждение не выполняет условия договора, условия содержания детей неудовлетворительные, а сотрудники обращаются с несовершеннолетними непрофессионально.
  4. На воспитателя. Жалоба подаётся при грубом отношении к детям, применении физического насилия, неадекватной реакции на замечания, проявлении халатного отношения к детям, невыполнении профессиональных обязанностей, нарушении образовательного и воспитательного процесса.
  5. На медсестру. Документ составляется, если специалист, занимающий должность, не оказал ребенку первую медицинскую помощь или выполнил действие непрофессионально, не выполнил предписания врача, не соблюдал профилактические меры.

Как составить жалобу на детский сад?

Выявив факт ненадлежащего обращения с ребенком или неисполнение дошкольным образовательным учреждением обязательств, стоит незамедлительно предпринять меры. Подача жалобы на детский садик производится в соответствии со следующей схемой:

  1. Человек подготавливает документ в соответствии с требованиями. Бумага должна быть оформлена в 2 экземплярах. Личные данные проставлять на документе не обязательно, предъявить претензию можно анонимно. В этой ситуации достаточно 1 копии документа. Однако анонимные жалобы на садик не всегда позволяют достичь желаемого результата.
  2. Передать документ в уполномоченный орган. Изначально рекомендуется попытаться решить проблему на уровне детского образовательного учреждения, обратившись к заведующей. Если действие эффекта не возымело, потребуется повторно составить документ и обратиться в уполномоченный орган.
  3. Дождаться принятия решения. По факту обращения в уполномоченные органы может быть выполнена проверка.

Закон позволяет составить коллективную жалобу на детский сад. Совместное обращение способно дать больший эффект, нежели индивидуальное. При этом форма документа практически не отличается от индивидуальной жалобы. Единственное различие — в документе должны быть указаны все родители, предъявляющие претензию.

Ответственность сотрудников детского сада

Помимо образования и воспитания детей, основной задачей ДОУ является обеспечение полной безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также предупреждение травмоопасных ситуаций. Организации обязаны создавать благоприятные и безопасные зоны для времяпрепровождения ребёнка и его обучения. Организации несут и материальную ответственность. Они обязаны следить за сохранностью личных вещей воспитанников.

Получив претензию, специалисты уполномоченного органа проведут расследование происшествия. Воспитателя или иного сотрудника, допустившего возникновение нарушения, привлекут к ответственности. Она зависит от тяжести полученных травм или размера нанесенного ущерба имуществу. Детский садик обязан оплатить все расходы, которые родители несовершеннолетнего понесут в связи с восстановлением здоровья ребёнка или утраченных вещей.

Материальную ответственность ДОУ можно застраховать. Выполнение действий позволяет сформировать фонд для урегулирования претензий со стороны пострадавших. Стоимость такой страховки составляет порядка 30000 руб. При этом страховщик возьмет на себя урегулирование претензий.

Обращение в прокуратуру

Обращаться в прокуратуру необходимо, если в дошкольном образовательном учреждении имеются серьёзные нарушения. Не всегда стоит соблюдать мирный порядок разрешения конфликтов и поочередно подавать жалобы на детский сад во все вышестоящие инстанции, дожидаясь их ответа. Подавать документацию в прокуратуру без промедления стоит в следующих ситуациях:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-51-29 Москва; +7 (812) 467-30-52 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-83-47 Бесплатный звонок для всей России.

  • присутствует угроза жизни или здоровью ребенка;
  • родителей или несовершеннолетнего гражданина шантажируют;
  • была совершена кража;
  • имеют место быть иные уголовно наказуемые преступления.

Во всех вышеперечисленных ситуациях будет проведено расследование. Если вина должностного лица, допустившего нарушение, докажется, его привлекут к ответственности. Сотрудника детского садика может ждать административное или уголовное наказание. Дополнительно с работника дошкольного образовательного учреждения можно взыскать компенсацию за причиненный моральный и материальный ущерб.

Заявление в прокуратуру продаётся во время личного визита. Если подобное по каким-либо причинам невозможно, бумагу можно выслать письмом. Оно в обязательном порядке должно быть заказным. Когда разбирательство по поводу претензии на детский сад завершится, человеку будет дан ответ.

Ответ на жалобу

Поступившую жалобу не могут оставить без ответа. Срок рассмотрения документа регламентирован действующим законодательством. Он составляет 30 суток с момента получения письменной претензии на детский сад. В некоторых ситуациях продолжительность периода может быть увеличена еще на один месяц. Если принято решение об увеличении сроков, заявителя обязаны уведомить об этом, указав причину подобного.

Ответ на обращение должен содержать принятое решение по требованию и описанием действий, предпринятых для исправления сложившейся ситуации. Если человек недоволен принятым решением, он имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию или подать заявление в суд. Иск в обязательном порядке должен быть подкреплен доказательствами. Их отсутствие уменьшит шансы на вынесение положительного решения. Обращаться в вышестоящие органы стоит только в случае уверенности в своей правоте. В иной ситуации человек рискует бесполезно потратить время и средства. Чтобы упростить процесс разбирательства, гражданин имеет право обратиться к высококвалифицированному юристу и получить предварительную консультацию.

Нюансы процедуры

Нарушения не должны оставаться безнаказанными. Если претензии имеются не только у одного родителя, лучше объединиться и составить коллективную жалобу на детский сад. Она имеет большое воздействие на должностных лиц, нежели единоличное. Требования, изложенные в коллективных обращениях, выполняются чаще. Подавать документ стоит в ситуации, когда присутствуют нарушения, касающиеся нескольких детей в группе. Так, неадекватное поведение одного из несовершеннолетних также способно стать поводом для составления претензии и направления её в адрес заведующего.

Оградить других детей от контакта с гиперактивным ребенком, способным нанести вред жизни и здоровью, удастся только при помощи коллективного обращения. Если заявку удовлетворят, несовершеннолетнего направят на медицинское освидетельствование. В результате выполнения действия ребенка могут перевести коррекционный детский сад.

Работники дошкольного образовательного учреждения также имеют право отстаивать свои права. Если наблюдается притеснение со стороны руководства садика, документ можно подать в трудовую инспекцию. По факту обращения будет проведена проверка. Если руководство нарушает условия трудового договора или законодательно закрепленные нормы, обратиться можно вышестоящие органы. Чем больше людей напишет жалобу, тем выше шанс снять недобросовестного руководителя детским садом с поста.

В детском саду дети совершают первые шаги общения со сверстниками, учатся полезным навыкам, получают начальное образование.

Но иногда между родителями и работниками дошкольных учреждений возникают конфликтные ситуации, связанные с нарушением прав ребенка.

Рассмотрим подробнее, по каким основаниям и куда обратиться с жалобой на детский сад.

Основания

Основаниями для подачи жалобы могут явиться любые нарушения и противоправные действия работников дошкольного учреждения.

Халатность, поборы, оставление ребёнка одного на улице, крики – вот далеко не полный список нарушений.

Основные причины обращений с жалобами на детский сад:

  1. На воспитателя. Некачественное выполнение обязанностей, халатное отношение, физическое насилие или психологическое давление на ребёнка, применение мер воспитания, не соответствующих стандартам. Нарушение организации воспитательного и обучающего процесса.
  2. На помощника воспитателя (няню). Халатное отношение к обязанностям, физическое или психическое насилие в отношении воспитанников.
  3. На руководителя (заведующую). Отказ в предоставлении места в детсад, нарушение требований СанПина, применение образовательной программы, не утверждённой Министерством образования. Нереагирование на жалобы родителей. Нарушение требований по организации условий содержания детей (не ремонтируется помещение и мебель). Незаконный сбор денежных средств. Нарушение существенных условий договора.
  4. На медицинского работника. Отсутствие контроля за состоянием здоровья воспитанников, неоказание или неквалифицированное оказание первой медицинской помощи, несоблюдение профилактических мер.
  5. На организацию питания. Несоблюдение санитарных норм. Некачественные продукты, несоблюдение условий приготовления пищи, отсутствие утвержденного меню.

Обратите внимание! Если ребёнок не хочет идти в садик, плачет, когда его там оставляют, нужно незамедлительно разобраться, с чем связано нежелание и страх ребёнка!

Куда жаловаться

Выбор муниципального или государственного органа, в который направляется жалоба, зависит от повода обращения.

Таблица 1. Перечень организаций, рассматривающих жалобы на детсад

Куда жаловаться Примечание
Директор (заведующая) МДОУ Рассматривает все жалобы, связанные с воспитанием и образованием детей, поведением воспитателей и помощников
Отдел образования (гороно) В случае отказа или при отсутствии реагирования директора МДОУ
Глава муниципального образования Координирует работу муниципальных учреждений
Департамент образования субъекта Рассматривает жалобы на качество образования и применение образовательных программ, стандартов
Министерство образования Рассматривает обращения о поборах, насилии над воспитанниками, отсутствии соответствующего образования у работников
Рособрнадзор Проверяет качество уровня образования
Прокуратура В случае нарушения прав и свобод ребенка, при причинении вреда здоровью
Суд Нарушение условий договора с МДОУ, причинение ущерба имуществу или здоровью

Руководство МДОУ

Заведующий МДОУ – главное лицо в детском саду, которое контролирует всё, что в нём происходит, начиная от распределения полученных денежных средств до выбора применения образовательной программы.

Жалобу заведующему следует подавать в случаях нарушения воспитателем или его помощником (нянечкой) должностных обязанностей, на плохое качество питания, различные денежные поборы.

Претензию можно предъявить устно на личном приёме или в письменном виде. На обращение должен быть предоставлен ответ.

Образец жалобы на воспитателя.

Отдел образования

Отдел образования следит за качеством работы в образовательных учреждениях города, на территории которого расположены МДОУ.

Рассматривает жалобы на воспитателей и заведующую дошкольного учреждения, в том числе на неудовлетворительные условия содержания и несоблюдение условий договора.

Жалоба на детский сад на заведующую должна содержать подробную информацию о нарушении требований по условиям содержания детей, с приложением доказательств (фото и видеозаписи).

Образец жалобы на заведующую.

Департамент образования

В том случае, если заведующая не реагирует на жалобу в отношении противоправных действий воспитателя, при отсутствии качественного обучения нужно обращаться в департамент образования субъекта РФ.

Жалоба будет рассмотрена и в случае отказа в приёме либо незаконном исключении ребёнка из детского сада, а также при нецелевом использовании бюджетных средств (в случае сбора денежных средств на нужды дошкольного учреждения, на которые выделены деньги из бюджета).

Минобразования

Министерство образования является органом исполнительной власти региона, обладает полномочиями в сфере образования.

Рассматривает жалобы при исключении ребенка из детского сада, снятии его из очереди на поступление в детский сад.

Минобразования рассмотрит вашу жалобу в случаях:

  • незаконного сбора денежных средств;
  • отсутствия у воспитателя профильного образования, дающего ему право заниматься педагогической деятельностью;
  • морального и физического насилия над детьми.

Подать жалобу можно по почте заказным письмом, а также обратившись онлайн на сайт Министерства образования и науки, воспользовавшись вкладкой «Обращения граждан».

На сайте указаны все адреса и телефоны департаментов и региональных органов управления образованием.

Рис. 2. Обращения граждан на сайте Министерства труда и науки

Прокуратура

В случае противоправных действий (бездействия) работников МДОУ в отношении ребёнка, в том числе причинения вреда его здоровью, грубого нарушения санитарных правил и норм по содержанию детей в детских садах, следует обращаться в прокуратуру.

Орган прокуратуры обязан в течение 30 дней провести проверку по фактам, изложенным в заявлении, и дать письменный ответ.

В случае выявления в действиях воспитателя или администрации детсада признаков административного правонарушения или уголовного преступления, документы направляются прокурором в правоохранительные органы и в суд.

Суд

Обращаться в суд с исковым заявлением на дошкольное учреждение следует в том случае, если органами управления образования было отказано в заявлении, руководством детсада нарушаются договорные обязательства, а также если действиями должностного лица причинен ущерб здоровью ребенка.

Рособрнадзор

Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор в сфере образования в РФ и рассматривает серьезные нарушения в сфере образования, в том числе жалобы на:

  • несоответствие содержания и качества образовательных программ стандартам дошкольного образования;
  • использование в работе информации, причиняющей вред ребенку (фильмы, фото, книги);
  • отсутствие лицензии у детсада.

Подать заявление о нарушении детским садом требований в сфере образования можно на официальном сайте Рособнадзора через электронную приемную http://obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/reception/.

Рис. 3. Электронная приёмная Рособрнадзора

Заполнению подлежат все обязательные поля, в которых нужно указать личные сведения и кратко изложить суть нарушения.

Ответ будет направлен в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

Роспотребнадзор

Рассматривает нарушения прав потребителей, в том числе при нарушении санитарных правил и качества питания.

Основаниями для проведения проверки станут:

  • предоставление некачественного питания (отравление ребенка);
  • условия пребывания детей (отсутствие ремонта, необходимых предметов мебели, антисанитария);
  • наличие старых или опасных игрушек;
  • навязывание дополнительных платных услуг.

По результатам проведения проверки орган Роспотребнадзора выносит предписание об устранении выявленных нарушений и может привлечь виновных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Форма и содержание жалобы

Жалоба на детский сад может быть заявлена устно или составлена в письменном виде.

В соответствии с требованиями к письменному обращению, установленными Законом о порядке рассмотрения обращений, жалоба должна быть составлена с учётом конкретной ситуации и содержать:

  • наименование государственного или муниципального органа, ФИО руководителя или соответствующего должностного лица;
  • сведения о заявителе (телефон, ФИО, домашний адрес, электронную почту);
  • сведения о работнике детского сада (имя, занимаемая должность);
  • изложение конфликтной ситуации с указанием попытки урегулирования мирным путем;
  • указание на нарушение прав ребенка со ссылкой на соответствующие нормы права;
  • требования по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;
  • дата и подпись.

Образец жалобы на детский сад.

Обратите внимание! Перед подачей жалобы в любое из ведомств пообщайтесь с родителями других детей. Коллективная жалоба будет являться весомым аргументом нарушения прав детей.

Дополнительная информация в видео:

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх