Жилье и работа в сельской местности

Уважаемые граждане Нижнеудинского района!

В 2019 году участниками мероприятия по улучшению жилищных условий стали 4 семьи из Нижнеудинского района: 1 семья по категории «граждане» из Каменского МО и 3 «молодых семьи» из Шебертинского, Иргейского и Каменского муниципальных образований. В феврале они получат сертификаты на получение социальной выплаты на строительство домов. Все участники работают в сельском хозяйстве, что дало им приоритет при формировании очерёдности областного сводного списка.

Действие программы продолжается, и граждане, проживающие в сельских населённых пунктах нашего района, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, также могут стать участниками программы на 2020год.

Условия предоставления социальной выплаты гражданам:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;

г) признание гражданина и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам:

Право на получение социальных выплат имеют:

1. Молодая семья — под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных.

2. Молодой специалист — под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование и работающее в соответствии с полученной квалификацией.

3. Учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образователной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации в соответствии с полученной квалификацией.

Условия предоставления социальной выплаты:

а) работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

б) постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;

г) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Для участия в Подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» на 2014-2020 годы необходимо обратиться в органы местного самоуправления с заявлением и пакетом документов.

Внутренняя миграция усиливается

За последние четыре года (2014–2018) количество внутренних мигрантов выросло вдвое. Столь резкий рост масштабов внутренней миграции отражает дифференциацию регионов в экономическом и социальном плане. Наиболее важными факторами в региональных различиях являются уровень доходов и безработица.

Государство реализует ряд шагов, для того, чтобы снизить угрозы, которые влечет за собой столь значимый процесс, тем не менее, эффективность данных мер вызывает вопросы.
Указанные проблемы характеризуют в первую очередь южные регионы страны, отличающиеся наиболее высокой плотностью населения, дефицитом земельных ресурсов, трудоизбыточным населением среди других областей Казахстана. Население южных областей в два с лишним раза превышает население северных регионов.

Одна Туркестанская область практически вплотную приблизилась по численности к четырем северным областям Казахстана.

Тем не менее, те регионы, которые являются центрами притяжения для внутренних мигрантов, зачастую не обладают достаточным потенциалом, чтобы принять существующие потоки мигрантов. Власти решили, что правильнее всего было бы перенаправить переизбыток трудовых ресурсов в регионы, испытывающие в них недостаток. Речь идет о северных регионах страны, где напротив, стоит проблема депопуляции, «оголения» территорий.

При этом именно в северных и восточных регионах находятся основные промышленные отрасли Казахстана, которые являются основными направлениями в реализации ГПИИР. С учетом этого фактора было принято решение осуществлять переселение именно для реализации задач индустриализации, открывать необходимые новые рабочие места в этих отраслях.
На сегодняшний день в стране действуют две государственные программы, направленных на переселение граждан из трудоизбыточных южных регионов в северные — трудодефицитные.

Образовательная программа «Мәңгілік ел жастары — индустрияға» — «Серпін-2050», реализуется с 2014 года. В рамках данной программы молодежь из южных регионов проходит бесплатное обучение по одному из трех ключевых направлений: образование, технические или сельскохозяйственные науки, с тем, чтобы получив необходимое образование, остаться жить в северных областях. В процессе обучения обладателям грантов предоставляется общежитие и выплачивается стипендия.

Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» направлена, в том числе, на выравнивание региональных диспропорций труда, стимулирование мобильности трудовых ресурсов. Государственная поддержка участников данной программы включает предоставление субсидий на: переезд, возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг в течение 12 месяцев.

В рамках программы также предусмотрено предоставление в безвозмездное пользование земельных участков. Среди других мер поддержки: субсидирование оплаты труда переселенцев, также предусмотрено их обучение и переквалификация.

С 2018 по 2022 год государство планирует поддержать переезд 59 тыс. семей.

Ежегодно правительством определяется квота внутреннего переселения с учетом потребности в трудовых ресурсах регионов и работодателей. В целом в рамках программы инициируется переезд тех граждан, которые соответствуют существующему запросу на рынке труда. Зачастую речь идет о потребности в высококвалифицированных специалистах.
Таблица 1. Поддержка переселения казахстанцев из южных регионов страны в северные

Для решения вопросов взаимодействия, координации между акиматами областей в этом направлении заключены меморандумы. Ежегодно в южных регионах проводятся межрегиональные ярмарки вакансий с участием работодателей из северных регионов, повышаются квоты для переселения. Тем не менее, при высоком уровне интереса к этой программе, доля граждан переезжающих с юга на север остается низкой.

Данные за 2018 год демонстрируют, что, как и прежде, основными центрами притяжения, являются крупные города, в первую очередь Нур-Султан, Алматы, а также третий город миллионник — Шымкент. Наиболее показательным является пример Туркестанской области, население которой больше уезжает в Алматы, Алматинскую и Мангистаускую область. Со всеми четырьмя северными регионами, утвержденными Государственной программой «Еңбек» по итогам 2018 года сложилось отрицательное сальдо миграции — 1 094 человека, что в разы меньше тех квот, которые определяются государством.

Таким образом, основными центрами притяжения для молодых граждан страны, как и ранее, являются близлежащие крупные города, в первую очередь Нур-Султан, Алматы. Тогда как межрегиональная миграция, несмотря на предпринимаемые усилия, локализуется в основном между сопредельными регионами.

Причины низкой эффективности программ

Вероятнее всего здесь уместно вести речь о комплексе проблем, которые вкупе влияют на то, что программы не являются столь привлекательными. При этом эффективность миграционной политики определяется полной продуманностью, взаимосвязанностью реализуемых мер, учетом объективных обстоятельств, и, безусловно, контролем за реализацией исполнения программ.

Среди наиболее важных, определяющих причин, можно выделить следующие:

1. Жилищный вопрос. Именно в силу отсутствия жилья многие студенты, получив образование, возвращаются обратно. Для решения этого вопроса рассматривается интеграция программы «Серпiн» с программой «С дипломом в село». Тем не менее, еще не разработаны механизмы того, как это будет реализовано. Также необходимо учитывать, что одной из причин низкой эффективности самой программы «С дипломом в село» являлась и недостаточность выделяемых средств на жилье, отсутствие прозрачности в вопросах решения о выделении бюджетного кредита на приобретение жилья.
Что касается обеспечения жильем переезжающих в рамках программы «Еңбек», то на сегодняшний день в Северо-Казахстанской области идет апробация механизмов по строительству и приобретению жилья для переселенцев с участием работодателей, В результате предстоящие три года в области планируется обеспечить жильем около трех тысяч семей переселенцев.

2. Вопрос, связанный с трудоустройством. Зачастую существующие предложения на рынке зачастую являются малопривлекательными для переселенцев. Нередки случаи, когда выпускникам, прошедшим обучение в северных регионах, предоставляют работу в предприятиях аграрного сектора, которая носит сезонный характер.

В целом, для решения вопроса трудоустройства выпускников необходима четкая координация действий отраслевых и региональных структур, сотрудничество между бизнесом и вузами. Необходимо вести речь о более определенных гарантиях от предприятий по предоставлению первого рабочего места, о чем в частности было заявлено в конце 2018 года на уровне министерства труда и социальной защиты. На сегодняшний день дуальное образование в рамках программы «Серпiн» реализуется лишь частично.

3. Развитие инфраструктуры, создание социально-экономических условий на местах. Неразвитость инфраструктуры — одна из важных причин низкой миграции. Зачастую переезжающих из южных регионов мигрантов расселяли в отдаленных селах, где отсутствовали комфортные условия жизни и труда. Вероятнее всего с этим и связано и то, что часть семей возвращаются обратно, не будучи удовлетворенными новыми условиями жизни.

4. Большое влияние на то, что проекты не столь эффективны, оказывает социально-культурный фактор. Сюда можно отнести: природно-климатические условия, языковой вопрос, отличающуюся ментальность населения, а также различия в организации и культуре труда в южных и северных регионах страны. Исследование, включавшее в себя изучение процесса адаптации первокурсников, поступивших в рамках программы «Серпін», к вузовской жизни, выявило, что к трудностям адаптации относятся резкие выраженные сезонные погодные условия. Препятствием для студентов явилось освоение диалектных особенностей казахского языка. При этом необходимость изучения русского языка также является затруднением.

Роль играет и различие в ментальности жителей северных и южных регионов. Как следствие, переезжающие выбирают для себя регионы, в которых ментальность граждан является близкой. В этом ключе стоит отметить, что даже потоки репатриации демонстрировали истинность тезиса о том, что казахи, стараются переехать в регионы, где живут их родственники, несмотря на неблагоприятные условия в населенных пунктах. То есть культурный фактор является одним из определяющих.
В действительности не все мигранты приживаются на новом месте, в частности, из-за разорванных родственных связей. Как отмечают исследователи, только рынки труда и ощущение культурной принадлежности к определенному региону определяют миграцию.

5. В отношении программы «Серпiн» к числу факторов, влияющих на ее низкую эффективность относят также: частую смену официальных операторов, руководства, отвечающих за реализацию проектами, что, в частности, отражается на нестабильности в отношении количеств выделяемых грантов.

6. Обучение в регионах, которые не являются трудодефицитными. На сегодняшний день обучение реализуется в ряде регионов, которые не относятся к числу трудодефицитных. В итоге в учреждения образования этих областей попадает лишь часть образовательных грантов. Например, в 2017–2018 учебном году на долю четырех трудодефицитных регионов пришлась только половина от их общего количества выделенных грантов — 50,7 %.

Выводы

Безусловно, задача рационального распределения трудовых ресурсов в стране в контексте депопуляции, «обезлюдивания» северных регионов страны является на сегодняшний день стратегически важной. Тем не менее, тот факт, что реализуемые меры в отношении переселения носят пока несколько бессистемный, хаотичный характер, что, в частности, касается вопросов обеспечения жильем, трудоустройства выпускников программы «Серпiн», отражаются на низкой эффективности программ.

Естественным является то, что условия жизни населения в регионе въезда должны носить относительные преимущества и в первую очередь экономического характера, определяющим является создание достойных условий для переезжающих. Поскольку административные меры могут быть успешны только при наличии совпадений интересов государства и отдельного гражданина, подкрепления их экономическими стимулами.

Безусловно, в этом отношении должен существовать механизм определения перспективных либо не рекомендуемых для заселения территорий и населенных пунктов, с тем, чтобы граждане могли реально оценивать картину в том или ином регионе и решать вопрос, связанный с переездом. В 2019 году было заявлено о выделении средств, направленных на повышение уровня жизни сельских жителей, выявлении перспективных сел, развития в них инфраструктуры, налаживании производства. Тем не менее, пока не понятно, как эти проекты будут реализовываться, как будет оцениваться эффективность их реализации.

Важным также является реализация мер направленных на адаптацию мигрантов, в частности социально-культурного характера, объединять мигрантов и граждан, проживающих в северных регионах, вырабатывать чувство культурной принадлежности к региону.

Что касается создания рабочих мест, то оптимальным может быть механизм государственно-частного партнерства, как это успешно осуществляется в развитых странах с целью развития депрессивных регионов, создание стимулов для развития основных трудопотребляющих производств, способствующих созданию новых рабочих мест в регионе.

В целях повышения эффективности миграционной политики важным объектом для исследования и регулирования должны стать неоднократные перемещения населения и приживаемость мигрантов в новых местах вселения. На сегодняшний день, анализ эффективности реализуемых программ затруднен как раз в первую очередь в силу отсутствия данных, о доле мигрантов, оставшихся жить в регионах-реципиентах, не вернувшихся на прежнее место жительства.

Вероятнее всего смысл имеет также скоординировать социальный проект «Серпін» и Программу «Енбек», рассмотреть возможность участия в образовательной программе «Серпiн» молодежи из семей, переехавших в северные регионы в течение последнего года-двух.

Стоит согласиться с теми исследователями, которые ставят вопрос об эффективности и оправданности программы в экономическом смысле.

Безусловно, с учетом текущих реалий, нацеленности на результат, программы должны быть значительно доработаны.

Отдельно стоит отметить, что во многом на эффективность существующих программ, направленных на рациональное распределение трудовых ресурсов, влияет то, учитывают ли они существующие миграционные потоки, что влияет на эффективность процесса переселения, делает его менее болезненным для самих мигрантов.

При опыте реализации идентичных программ в России, исследователи зафиксировали, что готовность россиян работать в других регионах практически не связана с безработицей и неудовлетворенностью имеющейся работой. Был сделан вывод о том, что при формировании внутренней миграционной политики важно учитывать факторы внутрироссийских миграционных потоков.

Так, главной причиной, побуждающей межрегиональную миграцию, выступали семейные и личные причины (58%), стремление возвратиться на прежнее место проживания (16%).

Немаловажным «притягивающим» фактором для миграции выступает наличие родственных и дружеских связей, «столичный статус региона».

То есть в будущем, при доработке программ, возможно, стоит принять во внимание, использовать, так называемую концепцию подбора районов выхода мигрантов для успешной их адаптации в местах вселения.

В Украине для людей, оставшихся без жилья на временно неподконтрольных украинской власти территориях Донбасса, социальное жилье должно быть предоставлено бесплатно. О процедуре получения такого жилья рассказали в общественной организации «Группа впливу».

В организации уточнили, что к жилью из жилищного фонда соцназначения относятся квартиры в многоквартирных жилых домах, усадебные жилые дома, которые предоставляются в порядке очереди и жилые помещения в социальных общежитиях.

Соцжилье не подлежит поднайму, бронированию, приватизации, продаже, дарению, выкупу и залогу. Средства для формирования жилищного фонда соцназначения из госбюджета предусматриваются ежегодно Законом о Государственном бюджете.

Право постановки на социальный квартирный учет имеют граждане Украины:

· для которых такое жилье является единственным местом проживания или которые имеют право на улучшение жилищных условий;

· среднемесячный совокупный доход которых за предыдущий год в расчете на одного человека в сумме меньше величины опосредованной стоимости найма жилья в определенном населенном пункте и прожиточного минимума, установленного законодательством;

· внутренне перемещенные лица, которые не имеют другого жилья для проживания на подконтрольной украинской власти территории, или жилье которых разрушено (уничтожено), или повреждено до состояния, непригодного для проживания, в результате вооруженной агрессии Российской Федерации.

Стать на квартирный учет можно, предоставив в органы местного самоуправления письменное заявление, копии документов, удостоверяющих личность гражданина, копии справок о присвоении идентификационного номера, документов, подтверждающих обоснованность признания гражданина малоимущим и нуждающимся в предоставлении соцжилья и копии справки о постановке на учет ВПЛ.

Основанием для отказа в постановке на социальный квартирный учет может стать отсутствие необходимых документов, представление документов с исправлениями, представление документов, не подтверждающих возможность признания гражданина нуждающимся в предоставлении соцжилья и представление документов с заранее неправдивой информацией, что было установлено органом, который принимает на социальный квартирный учет.

Предоставление жилья осуществляется по решению органа местного самоуправления и является основанием для заключения договора социального найма жилья.

Не позднее чем в течение 7 рабочих дней вам будет направлено уведомление с приглашением заключить договор социального найма жилья. В течение 30 календарных дней с даты заключения договора найма должно произойти вселение.

Ранее сообщалось, что в бюджете Мариуполя на 2020 год предусмотрено порядка 13 миллионов гривен на покупку и обустройство квартир для переселенцев и детей-сирот.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх