Жилищные споры практика

В ст. 5 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. Эти положения в полной мере относятся к жилищным вопросам.

В этой статье нашел отражение и развитие принцип, закрепленный в ст. 118 Конституции, – правосудие в РФ осуществляется только судом (ч. 1). В ч. 2 ст. 118 также установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Иначе говоря, гражданское судопроизводство является самостоятельным, и в рамках этого судопроизводства судами рассматриваются подведомственные им гражданские дела. Нормы ст. 118 Конституции имеют императивный (обязательный для исполнения) характер. В связи с этим никакие другие органы, в том числе государственные органы законодательной и исполнительной власти, не могут подменять судебные органы. В ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе) по данному вопросу закреплено следующее:

«Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законодательством порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия».

Необходимо отметить, что в ст. 5 ГПК РФ говорится лишь о судах общей юрисдикции. К федеральным судам общей юрисдикции относятся районный суд, верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд РФ, а также военные и специализированные суды (ст. 4 Закона о судебной системе). Мировые судьи – судьи общей юрисдикции субъектов РФ, которые рассматривают гражданские дела в пределах своей компетенции (ст. 23 ГПК РФ).

Компетенция судов общей юрисдикции также определена Законом о судебной системе (ст. 19–21). Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд – непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. В пределах своей компетенции Верховный

Суд РФ рассматривает дела в качестве суда второй инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ – непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных кругов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Необходимо обратить внимание на обязательный характер судебных постановлений (решений). Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Судебные решения (постановления, определения) могут быть отменены только вышестоящим судом; решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК), а если вступило в законную силу – кассационной или надзорной инстанцией (ст. 376 и 391.1 ГПК). Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

ГПК РФ предусмотрено (наряду с рассмотрением и разрешением дел судами общей юрисдикцией) рассмотрение гражданских дел третейскими судами. Передача спора на рассмотрение этого суда возможна но соглашению сторон в гражданском процессе (на основании третейского соглашения).

Статья 22 ГПК РФ касается подведомственности гражданских дел судам. В п. 1 данной статьи установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам возникающим из гражданских (в том числе жилищных) правоотношений.

Указанная статья содержит общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел судам. Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда. Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае – судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц. Понятие «подведомственность», т.е. отнесение круга гражданских дел к ведению судов общей юрисдикции, следует отличать от понятия «подсудность». Подсудность прежде всего означает пределы компетенции каждого суда общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению конкретного гражданского дела (ст. 23–27 ГПК РФ). Кроме того, выбор соответствующего суда, которому подсудно дело, зависит от ряда обстоятельств (в частности, от места жительства ответчика, нахождения имущества организации и т.п. – ст. 28–32 ГПК РФ).

В ст. 22 ГПК РФ говорится о том, что суды рассматривают и разрешают исковые дела. Это означает, что гражданское дело рассматривается и разрешается судом общей юрисдикции по правилам искового судопроизводства (подразд. II разд. I ГПК РФ).

Участниками гражданского процесса могут быть граждане, организации и другие лица, которые вправе обратиться с иском в суд о защите нарушенных или оспариваемых нрав, свобод и законных интересов.

В порядке искового судопроизводства суды разрешают споры, возникшие из различных правоотношений, в том числе жилищных.

Об арбитражных судах и делах, отнесенных к их ведению, следует отметить следующее. Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами (наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции) и входят в судебную систему РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов установлены Конституцией и федеральными конституционными законами. В их числе Закон о судебной системе и Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитражных судах). Порядок судопроизводства в этих судах определен АПК РФ.

Согласно ст. 3 Закона об арбитражных судах систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

В соответствии с Законом о судебной системе (ст. 23) Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, вышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 23 Закона о судебной системе).

Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ. Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также но вновь открывшимся обстоятельствам.

Соответствующие положения, касающиеся полномочий указанных арбитражных судов, содержатся и в ст. 10, 24 и 34 Закона об арбитражных судах.

АПК РФ содержит ряд статей (ст. 27–29), касающихся подведомственности дел арбитражному суду. Арбитражные суды в Российской Федерации разрешают экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, нс имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из четырех уровней.

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов РФ. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам па не вступившие в законную силу решения.

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов РФ, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд РФ.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом РФ и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ.

В административном порядке предусматривается защита жилищных прав путем обращения в различные органы исполнительной власти. Конкретные случаи определены ЖК РФ и другими федеральными законами. Важно отметить, что в п. 2 рассматриваемой статьи воспроизводится положение ст. 46 Конституции о том, что решение по жилищным вопросам, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Жилищный спор может быть передан по соглашению сторон на разрешение третейского суда. Это предусмотрено ГПК РФ и соответствующим Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

В повседневной жизни, при необходимости защитить жилищные права, споры между гражданами могут (а в каких-то случаях даже обязаны) рассмотреть жилищно-эксплуатационная организация (наймодатель) и домовой комитет (орган общественной самодеятельности по месту жительства).

В регионах действуют различные комиссии, инспекции и другие органы, которые призваны обеспечить защиту жилищных прав граждан. Например, в г. Москве создана городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (распоряжение Правительства Москвы от 19.04.2002 № 547-РП).

Защита жилищных прав может осуществляться Конституционным Судом РФ (ст. 125 Конституции), а в случае, если гражданином исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в частности в Европейский Суд по правам человека (ч. 3 ст. 46 Конституции).

Касаясь защиты жилищных прав граждан, Пленум в п. 1–9 постановления № 14 отметил, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных нрав, т.е. прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ или другим федеральным законом (ч. 2 ст. 11). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной ГПК РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в ст. 46 ГПК РФ.

Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и др.) исходя из положений ст. 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.

Принимая во внимание, что жилое помещение законом отнесено к недвижимому имуществу (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ), мировым судьям в силу п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ подсудны дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение или если одновременно не заявлено требование, подсудное районному суду. Если спор об определении порядка пользования таким жилым помещением (жилым домом, квартирой) связан со спором о праве собственности на него (в частности, о признании права на долю в общей собственности и ее выделе для владения и пользования), то его подсудность как имущественного спора мировому судье или районному суду зависит от цены иска (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Мировым судьям также подсудны дела по таким имущественным спорам, как взыскание с граждан и организаций задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при цене иска, не превышающей суммы, установленной п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ.

Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) и включает в себя ЖК РФ, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет ЖК РФ. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям ЖК РФ должны применяться нормы ЖК РФ (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ).

Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).

Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения сто в действие.

При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Так, ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (Вводный закон) нормам разд. VIII ЖК РФ «Управление многоквартирными домами» придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, ст. 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы ч. 4 ст. 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу ЖК РФ.

В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то ЖК РФ может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 г.

Перечень участников жилищных отношений определен ч. 2 и 3 ст. 4 ЖК РФ. К ним относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юридические лица.

При этом судам следует иметь в виду, что ч. 3 ст. 4 ЖК РФ на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены ЖК РФ или другими федеральными законами. Так, ч. 5 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»),

Исходя из приведенных положений ст. 4 ЖК РФ судам при разрешении жилищных споров с участием иностранных граждан, лиц без гражданства необходимо учитывать, что каких-либо ограничений жилищных прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, ст. 31, 69, 100 ЖК РФ, определяющие соответственно права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма и нанимателя специализированного жилого помещения, не содержат.

Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

При разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).

При этом судам следует учитывать, что положения ч. 4 ст. 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст. 196, 197 ГК РФ), и иные положения гл. 12 ГК РФ об исковой давности (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх