Звания гражданских пилотов

9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации», таким образом, в нашей стране появился воздушный флот, в его задачи стала входить перевозка пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы. Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.

В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала.

В последующем форменная одежда претерпела множество изменений, вводились новые знаки отличия и различия, которые соответствовали определенному рангу. Так, например, согласно «Правилам ношения форменной одежды работниками гражданской авиации» утвержденным приказом Министерства гражданской авиации СССР в 1977 году были определены знаки различия для высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего состава гражданской авиации, всего 16 должностных категорий, отображенных в табеле наплечных знаков различия.

Для обозначения на погонах использовались галуны золотого или серебряного цвета, установленной (широкие, средние и узкие) ширины. После распада Советского Союза, единая форма как таковая, перестала существовать. Появилось много коммерческих авиакомпаний, которые заказывали форменную одежду для своих сотрудников в произвольных местах, так как регламента по ношению формы и в частности, по знакам отличия не стало. Стоить заметить, что во многих странах СНГ те или иные правила были созданы, а вот в России так и не появились…

Погоны гражданской авиации СССР

На сегодняшний день в гражданской авиации РФ нет единой формы пилота, но как бы там не было на законодательном уровне, авиакомпании придерживаются старой международной традиции, идущей еще с пассажирского морского флота. Именно там появились впервые четыре капитанских полосы и три полосы первого помощника. Чаще на рукаве, но иногда и на погоне.

Негласно, авиакомпании стали придерживаться следующих отличий:

— галуны (полоски) на погонах серебряного цвета у наземного персонала, золотистого цвета у летного, летно-подъемного состава и диспетчеров;

— командира воздушного судна можно узнать по 4 галунам, 3 галуна носят его помощник (второй пилот), штурман самолета и бортинженер, 2 галуна у бортпроводников, авиадиспетчеров и представителей авиакомпании.

Я надеюсь, что после прочтения данного материала, когда вы встретите человека в форменной одежде гражданской авиации, по количеству нашивок сможете определить пилота, бортпроводника или технического работника и высказать свое уважение за то, что благодаря этим людям в воздух ежедневно поднимаются сотни самолетов по всей стране, а гражданская авиация всегда была и остается важнейшей составляющей единой транспортной системы Российской Федерации.

Главная / Символика Флота после 1945 г. / Флотским специалистам 1

В послевоенные годы в нашей стране появилась реальная возможность технического перевооружения армии и флота. Высокий уровень развития науки и техники, большие достижения в области физики и особенно электроники позволили создать новые проекты кораблей и новые образцы боевой техники и вооружения. А это, в свою очередь, потребовало от личного состава более высокого уровня подготовки. Выросло и число флотских специальностей. 12 июля 1954 г. приказом министра обороны СССР № 122 введено в действие положение о присвоении классной квалификации сержантам, старшинам, солдатам и матросам.

Работа по подготовке классных специалистов, как отмечалось в приказе, должна быть направлена на повышение боевого мастерства, воинской дисциплины личного состава армии и флота, на обеспечение безаварийной работы оружия, военной техники и повышения уровня боевой готовности соединений, частей и кораблей. Согласно приказу военнослужащие срочной службы могли стать специалистами 1, 2 или 3-го класса, а до 1968 г. — и мастером военного дела. Приказом министра обороны СССР № 0085 от 10 августа 1961 г. классная квалификация была введена и для офицерского состава.

На основании приказа классная квалификация присваивалась с низшей, то есть с 3-го класса, последовательно до 1-го класса или же до мастера военного дела. Причем военнослужащим срочной службы следующий класс могли присвоить через 5 месяцев, а офицерам, прапорщикам и мичманам — через 1 год.

Квалификация 3-го класса присваивалась офицерам, прапорщикам, мичманам и сверхсрочнослужащим при наличии у них достаточного опыта самостоятельной работы на занимаемых должностях, при положительной служебной характеристике, а также при умении грамотно, без аварий и поломок эксплуатировать вооружение и боевую технику и содержать их в отличном состоянии. Эта же квалификация присваивалась сержантам, старшинам, солдатам и матросам, окончившим школы или учебные отряды. Если же военнослужащие начинали службу прямо в части, то квалификация 3-го класса им присваивалась после итоговой проверки за период обучения и допуска к самостоятельному обслуживанию боевого поста.

Квалификационные знаки для рядового и старшинского состава (1954 г.):

  1. Специалист — мастер;
  2. Специалист 1-го класса;
  3. Специалист 2-го класса;
  4. Специалист 3-го класса

Для проверки уровня подготовки личного состава из опытных специалистов назначались комиссии. По результатам проверки приказом по части присваивалась классная квалификация. Так, квалификация 3-го класса присваивалась приказом командира корабля; 1-го и 2-го класса — приказом командира соединения кораблей; мастер военного дела — приказом командующего флотом, флотилией или эскадрой.

Квалификационные знаки для офицерского состава (1968 г.):

  1. Специалист — мастер;
  2. Специалист 1-го класса;
  3. Специалист 2-го класса;
  4. Специалист 3-го класса

Получившим классную квалификацию вручался нагрудный знак. Для военнослужащих срочной и сверхсрочной службы он был учрежден приказом министра обороны СССР 13 июля 1954 г. Знак представляет собой фигурный щит, покрытый темно-синей эмалью и окаймленный полосой золотистого цвета. В средней части щита изображены литера «М» или цифры 1, 2 или 3, обозначающие квалификацию классного специалиста. Эти символы покрыты белой эмалью. Сверху и снизу щита на полосу наложены лавровые ветви золотистого цвета. В верхней части знака изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом. Размеры знака 40×30 мм.

Идею знака предложил полковник А. П. Мастеров, курировавший в то время в Техническом комитете Главного инженерного управления Министерства обороны СССР разработку металлической фурнитуры. Эскиз знака нарисовала художник А. М. Ильина. Изготавливались знаки из латуни и алюминиевого сплава на Ленинградском монетном дворе, московском заводе «Победа» и других предприятиях.

Нагрудные знаки классных специалистов для сержантов, старшин, солдат и матросов (1994 г.):

  1. Специалист-мастер;
  2. Специалист 1-го класса;
  3. Специалист 2-го класса;
  4. Специалист 3-го класса

Нагрудный знак классного специалиста для офицеров, прапорщиков и мичманов всех видов Вооруженных Сил (кроме авиации) учрежден приказом министра обороны СССР 20 августа 1968 г. Он представляет собой изображение развернутых крыльев, ракеты, голубого электромагнитного поля с расходящимися золотистыми стрелами, параболическими антеннами, радиоволнами и торсиона с эмблемой танка. В середине знака помещен белый фигурный щит, в центре которого изображены литера «М» или цифры 1, 2 или 3, обозначающие классную квалификацию. Эти символы покрыты красной эма-лью. Сверху щита помещена пятиконечная красная звезда в обрамлении лавровых листьев. Размеры знака 68×25 мм. Знак изготовлен из латуни на заводе «Победа».

Нагрудные знаки классных специалистов для офицеров, прапоршиков и мичманов (кроме летного состава авиации; 1994 г.):

  1. Специалист-мастер;
  2. Специалист 1-го класса;
  3. Специалист 2-го класса;
  4. Специалист 3-го класса

Одновременно с созданием Рабоче-Крестьянского Красного Флота началось возрождение и морской авиации. Уже в апреле 1918 г. на базе воздушной дивизии Балтийского флота сформировали особую воздушную бригаду; воздушные отряды и дивизионы имелись в составе Волжской, Онежской и других военных флотилий. Парк морской авиации быстро увеличивался, и повышалось мастерство летного состава. Разрабатывалась по существу новая тактика использования морской авиации, причем многие летчики сами разрабатывали новые приемы ведения воздушного боя. В те годы популярным был знак «Отличный воздушный боец», который вручался как своего рода отличие и лучшим морским летчикам. Это было время, когда летчики морской авиации не только совершенствовали свое боевое мастерство, но и участвовали в дальних перелетах, устанавливая при этом авиационные рекорды, и осваивали вместе с моряками Северный морской путь. За спасение челюскинцев семь летчиков получили звание Героя Советского Союза, в числе которых четверо — А. В. Ляпидевский (получивший звезду № 1), С. А. Леваневский, В. С. Молоков и И. В. Доронин — были морскими летчиками.

Квалификационные знаки (1950 г.):

  1. Военный летчик 1-го класса;
  2. Военный летчик 2-го класса;
  3. Военный летчик 3-го класса;
  4. Военный штурман 1-го класса;
  5. Военный штурман 2-го класса;
  6. Военный штурман 3-го класса

Специфика боевого применения морской авиации и ее тесная связь с флотом вызвали необходимость ее реорганизации.

Квалификационные знаки (1958 г.):

  1. Специалист инженерно-авиационной службы 1-го класса;
  2. Специалист инженерно-авиационной службы 2-го класса;
  3. Специалист инженерно-авиационной службы 3-го класса

В 1935 г. ее вывели из состава Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, в составе которых она находилась с мая 1920 г., и включили в состав флота, а с образованием 1 января 1938 г. Наркомата Военно-морского флота она стала одним из главных родов сил флота. Во второй половине 30-х гг. морские летчики получили новую форму одежды и нагрудные знаки.

После Великой Отечественной войны авиация, в том числе и морская, совершила качественный скачок в развитии. Появились реактивные самолеты, усложнялась техника управления. Во всей полноте стал вопрос освоения полетов и боевых действий как днем, так и ночью в сложных метеорологических условиях. В целях поощрения летного состава и специалистов инженерно-авиационной службы приказом министра обороны СССР № 037 от 24 февраля 1949 г. для офицерского состава Военно-воздушных сил ввели нагрудные знаки летчиков, штурманов и специалистов инженерно-авиационной службы.

Знак летчика представлял собой развернутые крылья, состоящие из трех перьев. Верхнее перо имеет насечку со встречным уклоном от края и от центра знака к середине пера. У нижних перьев наклон насечки только от края к центру пера. Посередине знака размещены два скрещенных меча, и на них наложена красная пятиконечная звезда с лучевой насечкой под эмалью. Все детали знака золотистые. Изготовлен из латуни. Размер знака 23×99 мм.

Нагрудные знаки:

  1. Военного летчика, не имеющего классности. 1960 г.;
  2. Военного штурмана, не имеющего классности. 1960 г.;
  3. Специалиста-офицера инженерно-аэродромной службы, не имеющего классности. 1958 г.

Знак штурмана имеет тот же рисунок, цвет и размеры, но вместо мечей размещено стилизованное изображение авиационной бомбы.

Знак специалиста инженерно-авиационной службы имеет тот же рисунок, но по центру, под звездой, размещены скрещенные французский разводной ключ и молоток. Все детали никелированы. Размер знака 20×99 мм.

Позднее эти знаки подверглись изменениям. Первые нагрудные знаки классности военных летчиков и штурманов введены приказом министра обороны СССР № 85 от 8 мая 1950 г. Разрабатывались знаки в Управлении главнокомандующего Военно-воздушными силами, а окончательную обработку производили художники Технического комитета Главного инженерного управления Министерства обороны СССР.

Знак классного летчика представляет собой развернутые крылья золотистого цвета с ребристой поверхностью. В центре знака находится фигурный щит, из-под которого выходят два перекрещивающиеся меча. Поверхность щита окаймлена полоской с симметрично расположенными на ней выпуклыми точками. Чуть выше щита расположена красная пятиконечная звезда. Поверхность щита на знаке специалиста 1-го класса — золотистая, 2-го класса — серебристая, а 3-го — покрыта светло-голубой эмалью. В центре щита имеются покрытые красной эмалью цифры 1, 2 или 3, соответствующие классности.

Квалификационные знаки (1966 г.):

  1. Военный летчик 1-го класса;
  2. Военный летчик 2-го класса;
  3. Военный летчик 3-го класса;
  4. Военный штурман 1-го класса;
  5. Военный штурман 2-го класса;
  6. Военный штурман 3-го класса

Нагрудный знак классности военного штурмана представляет собой развернутые крылья золотистого цвета с ребристой поверхностью. В центре знака находится выпуклое изображение авиабомбы, на стабилизаторе которой помещена красная пятиконечная звезда. Поверхность бомбы на знаке специалиста 1-го класса имеет золотистый оттенок, 2-го класса — серебристый, а 3-го класса — покрыта светло-голубой эмалью. В центре бомбы изображены красные эмалевые цифры 1, 2 или 3, соответствующие классности.

Нагрудные знаки (1971 г.):

  1. Военного летчик не имеющего классности;
  2. Военного штурмана не имеющего классности;

Изготавливались знаки из латуни на московском заводе «Победа» и Фабрике военной фурнитуры. Размер знаков 24×68 мм.

29 ноября 1960 г. приказом министра обороны СССР № 0277 введены нагрудные знаки военного летчика и военного штурмана, не имеющих классной квалификации. Знак военного летчика отличается от знака классного специалиста отсутствием щита. На этом знаке его среднюю часть занимает красная пятиконечная звезда. Знак военного штурмана отличается от знака классного специалиста тем, что на золотистую поверхность авиабомбы вместо цифры наложена красная пятиконечная звезда.

Приказом министра обороны СССР № 62 от 25 марта 1966 г. введено новое положение о классности летчиков и штурманов и утверждены новые нагрудные знаки. В целом новые знаки сохранили старый рисунок, но теперь их щиты стали покрывать светло-голубой эмалью, а лезвия мечей делать не плоскими, а гранеными. В центре щита знака классности военного летчика имеется цифра красной эмали, соответствующая классности, а на знаке штурмана эта цифра помещена на контуре авиабомбы. На этих знаках появился новый элемент в виде дубовых и лавровых ветвей. Знак специалиста 1-го класса имеет по обе стороны щита серебристые дубовые и лавровые ветви, 2-го класса — только серебристые дубовые ветви, а 3-го класса — ветвей не имеет. Знаки военного летчика и военного штурмана, не имеющих классной квалификации, не имели цифр и ветвей. Все знаки имели размеры 74×19 мм. Изготавливались они из латуни на заводе «Победа».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх